Взаимодействие – взаимная связь процессов, людей; личностный контакт воспитателя и воспитанника, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.
Выделяется три самых распространенных типа взаимодействия: конфликт, конкуренция (соперничество) и кооперация (сотрудничество).
Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Конкуренция характеризуется достижением индивидуальных или групповых целей, интересов другими индивидами или группами. Конкуренция между учащимися может побуждать их к получению более высоких оценок за свою успеваемость и занятию авторитетного положения в классе, учебной группе.
Кооперация характеризуется объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.
Наиболее эффективным видом взаимодействия «Учитель-Ученик» является сотрудничество. При сотрудничестве мы можем определить собственное понимание проблемы и самого себя. Коллектив и каждая личность состоят в отношениях обмена ценностями, исполняют роль дающего и получающего, взаимно обогащая друг друга. При сотрудничестве каждый из участников взаимодействия высказывает свое мнение, обменивается информацией не только с учениками, но и с учителем; сотрудничество – это, прежде всего, личностный контакт.
Условия развития взаимодействия «Учитель-Ученик»:
1) Взаимодействие на уровне целеполагания деятельности учителя и ученика, их предъявление друг другу, согласование и реальное воплощение. Порождение, осуществление целей и смыслов предусматривает взаимодействие «Учитель-Ученик», которое может изменить стиль их взаимоотношений. Чтобы ученик сформулировал цель и присвоил ее, необходимо создать ситуацию, в которой он, опираясь на имеющийся опыт, обнаружит дефицит знаний, способностей. Только в этом случае цель учеником воспринимается как проблема, которая приобретает для него личностный смысл.
2) Решение проблемы личностного развития участников образовательного процесса требует от учителя особого отбора учебного материала, постоянного обращения к существующему опыту школьника как опыту его собственной жизнедеятельности. Опыт этот необходимо подвести под научные обоснования, носителем которых является и учитель. Знания учителя, его опыт и сам он становятся средством и условием развития. Самоопределение учителя в педагогической деятельности (цели, отбор содержания и методов его освоения) становится условием самоопределения и саморазвития ученика. Двусторонний процесс и предполагает взаимодействие учителя и ученика как обмен жизненным опытом, опытом познания.
3) Выбор учителем методов и приемов. Все больше педагоги останавливают свой выбор на методах и приемах, способствующих организации активного образовательного процесса. Это проблемные вопросы и задания, дебаты, реконструкция исторической эпохи, ассоциативное вхождение в тему занятия, «сократовские» диалоги. Монолог на уроке соседствует с диалогом и полилогом.
4) Форма организации познавательной деятельности в образовательном процессе, способ обнаружения знания. Форма организации образовательного процесса должна быть активной: групповой, коллективной или любой другой, но главное – личностной, субъективной.
Участвуя в совместной работе, дети осуществляют процесс подлинного исследования, проявляют интерес, испытывают эмоциональные переживания, что в значительной степени стимулирует их эффективное развитие. В то же время учить детей грамотному учебному общению, организовывать ситуации содержательно направленной коллективной и групповой учебной работы, ведущей к развитию способов взаимодействия, со-действия и сотрудничества трудно, хотя и необходимо для развития учащихся. Сотрудничество детей и взрослых создает условия продуктивного со-действия при освоении ребенком новых действий, исключающее авторитарный стиль управления детской мыслью.
Прочие статьи:
Работа педагога-организатора с семьей подростка
Работа педагога-организатора имеет большое значение для воспитания мальчика-подростка, т.к. он организует их досуг, помогает подросткам выявить свои способности, интересы, склонности и развить их в секциях, кружках, клубах, спортивных обществах.
Не менее важна работа педагога-организатора с семье ...
Особенности творческого мышления учащихся начальной ступени обучения
Мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от нагл ...
Процесс влияния взрослого на формирование мотивационно-целевой
направленности личности
Проблема влияния взрослого на формирование мотивации не сводится к передаче средств и способов познавательной деятельности.
В некоторых работах это влияние объясняется значимостью для детей общения со взрослым и их чувствительностью к его поощрениям и порицаниям (Д.Б. Годовикова, 1984; Т.М. Земля ...