Итак, игровая деятельность, организованная в специальное внеурочное время, и игровые моменты урока дают ребенку ощущение свободы при выборе игры и возможность разрядки от нормативного дисциплинарного напряжения во время урока.
Игры с правилами дают ребенку возможность войти психологически в мир сложной зависимости правил, обязанностей и прав. Любое правило заключает в себе взаимную связь прав и обязанностей. Конечно, ребенок еще не может сформулировать тезиса о том, что «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» ,однако через правила учения с помощью учителя он в наглядной форме осваивает социально значимую истину.
Совместные игры и учения детей создают условия для развития таких значимых социальных качеств, как способность реализации потребности в общении для всеобщей пользы и удовольствия. Умение встать в отношение зависимости и руководства со сверстниками. Умение оказать реальную и эмоциональную помощь. Способность к индивидуальной дружбе и коллективизму, способность к сопереживанию – сочувствию и сорадости.
Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд психолого– педагогических возможностях, которые могут быть использованы на уроках истории.
Во-первых, и это отмечалось многими исследователями, игра – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие, выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.
Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое – на пространственно- синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный – левополушарный; с доминированием интуиции – правополушарный. Существует мнение, что школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному.
Подростковый возраст характеризуется психологами как «переломный» период в развитии личности, отличающийся трудностью учения, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики, что связано с переходом на новую ступень умственного и психического развития. Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и в том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. (Эмоциональность игры – очень важная ее особенность, которая делает ее успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков).
Прочие статьи:
Контроль и обратная связь: аспекты интеграции
Научная организация контроля является важнейшим условием эффективного управления процессом обучения иностранному языку. Специфика контролирующей деятельности заключается в том, что, взятая отдельно, она не формирует знания, умения, навыки, а дает необходимую для организации обучения «обратную инфо ...
Методические приемы обучения лепке младших школьников
Скульптура обозначает «вырезать, высекать, лепить». В данной работе лепка рассматривается как самостоятельная часть скульптуры. Лепка применяется в любой скульптурной работе, начинающейся с исполнения модели, которую затем переводят в другой материал.
Лепку можно классифицировать по материалу: из ...
Дидактические принципы на уроках физической культуры
Всякие педагогические и методические рекомендации и советы основаны на определённых теоретических положениях, которые лежат в основе педагогических взглядов.
Принципы, сформулированные применительно к законам обучения, называются дидактическими принципами.
Дидактические принципы – это исходные п ...