Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Новая педагогика » Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Страница 4

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2002-2004 гг.) осуществлялись выбор и обоснование темы исследования, определялись его теоретико-методологическая основа, проблема, объект и предмет, что позволило сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования; проводился анализ отечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов; изучался и обобщался инновационный опыт работы классных руководителей, создавалась экспериментальная площадка на базе общеобразовательной школы № 1 г. Цивильска, разрабатывались учебно-методические материалы сопровождения воспитательного процесса, уточнялись методики экспериментальной работы; проводились поисковый и констатирующий эксперименты.

На втором этапе (2004-2008 гг.) был проведен формирующий эксперимент, заключающийся во внедрении в учебно-воспитательный процесс модели формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя. В ходе эксперимента проверялись основные положения гипотезы, уточнялись содержание, структура, критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций у учащихся экспериментальных и контрольного классов.

На третьем этапе (2008 г.) проводилось теоретическое обобщение и статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы, формулировались основные теоретические выводы и методические рекомендации по проблеме исследования, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- выявлены типичные недостатки и затруднения, испытываемые классными руководителями в процессе формирования ценностных ориентаций у подростков;

- разработана и реализована теоретическая модель процесса формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя, включающая ценностно-целевой, субъект - субъектный, содержательный, процессуально -коммуникативный, диагностико -результативный компоненты;

- выявлен и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя.

Теоретическая значимость исследования состоит: в уточнении сущностных характеристик ценностных ориентаций у подростков; в разработке технологии формирования ценностных ориентаций у подростков, которая обеспечивается взаимосвязью и взаимообусловленностью компонентов: когнитивного (знания о предметах, явлениях, процессах, системе ценностей), эмоционального (эмоционально-ценностное отношение к миру, своим связям, чувствам, осознание личностно значимых, социально востребованных качеств) и поведенческого (стремление к тому или иному типу социального поведения, примеру-идеалу, саморазвитие и самореализация в действиях); в определении критериев и показателей эффективности процесса, а также уровней сформированности ценностных ориентаций у подростков.

Результаты исследования расширяют имеющиеся теоретические представления о необходимости и возможности формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя, могут послужить основой для дальнейшей разработки данной проблемы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для эффективного научно-педагогического обеспечения процесса формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя. Разработанный и опытно-экспериментально апробированный учебно-методический комплекс, включающий программу методического семинара классных руководителей «Формирование ценностных ориентаций у подростков» (Чебоксары, 2006 г.), учебно-методическое пособие «Культурное наследие земли Цивильской» (Чебоксары, 2006 г.), методику оценки сформированности ценностных ориентаций у подростков, дидактические материалы, а также монографию «Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя» (Чебоксары, 2007 г.), может быть успешно использован классными руководителями, заместителями директоров школ по воспитательной работе в целях совершенствования педагогического процесса в школе, преподавателями – в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, в подготовке студентов педвузов к выполнению функций классного руководителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Прочие статьи:

Задачи нравственного воспитания
Задачи нравственного воспитания и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоя­тельств и условий: запросов общества, экономических фак­торов, уровня развития науки, возможностей возраста вос­питуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания ...

Единство воспитательных воздействий
Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений требует, чтобы все лица, организации, общественные институты причастные ...

Формирование морально-волевой сферы детей при подготовке к обучению в школе
Формирование морально-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того как, будет воспитан дошкольник в морально-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. К шести годам происходит оформление основных э ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru