Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Новая педагогика » Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Страница 2

На основании анализа психолого-педагогической литературы, изучения опыта работы школ, современных требований общества к воспитанию подрастающих поколений нами были выявлены противоречия между:

- стремлением подростков к самовыражению, реализации собственной личностной позиции и крайне ограниченными возможностями их включения в созидательную, добротворческую, ценностно-ориентационную деятельность в школе и вне нее;

- активным поиском подростками образцов-идеалов и недостаточным выражением в содержании школьного воспитания привлекательных современных образцов служения идее, размышлений о смысле жизни, об истинных и ложных ценностях, о предназначении человека на Земле;

- между возрастающими требованиями общества к формированию ценностных ориентаций у подростков и недостаточной теоретической и методической разработанностью ее решения в деятельности классных руководителей.

Выявленные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя общеобразовательной школы?

Цель исследования: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективного формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя.

Объект исследования: целостный педагогический процесс общеобразовательной школы.

Предмет исследования: реализация комплекса педагогических условий эффективного формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя.

Гипотеза исследования. Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя будет осуществляться эффективно, если:

- воспитательный процесс организуется на основе научно обоснованной модели формирования ценностных ориентаций, включающей ценностно-целевой, субъект-субъектный, содержательный, процессуально-коммуникативный, диагностико-результативный компоненты. При этом система ценностей понимается в соотношении с духовным бытием человека как диалоговое взаимодействие его с окружающим миром, другими людьми и самим собой (становление субъекта культуры), а педагогическая деятельность классного руководителя как социокультурный межсубъектный диалог;

- разработаны и определены критерии и показатели, позволяющие отслеживать динамику уровней и результативность формирования ценностных ориентаций у подростков;

- обеспечивается повышение теоретического и методического уровней классных руководителей по приобщению подростков к общечеловеческим и национальным ценностям путем внедрения авторской программы «Деятельность классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у подростков»;

- оказывается комплексное педагогическое воздействие на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты структуры ценностных ориентаций подростков в процессе реализации авторской программы воспитания «Культурное наследие земли Чувашской»;

- создается высокий нравственный, социально-психологический климат в классе, способствующий через самодеятельность и творчество участников коллективной жизнедеятельности организации действий и поступков, которые закрепляют опыт ответственного отношения к общечеловеческим и национальным ценностям;

- обеспечивается интеграция воспитательных сил школы, семьи, общественности, учреждений культуры, производственных коллективов;

- осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам в процессе поэтапного формирования у них ценностных ориентаций.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) изучить и проанализировать состояние разработанности исследуемой проблемы в педагогической теории и практике;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Понятие, сущность, характеристика методов и приёмов, используемых в обучении иностранным языкам
В начале 60-х годов прошлого века были предприняты попытки определить в методике обучения иностранным языкам метод как совокупность приемов обучения. Так возникли методы ознакомления с языковым материалом, методы тренировки и тому подобное. В связи с этим возникла двойственность в понимании данног ...

Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко
Как показывает теоретический анализ, А.С. Макаренко вошел в педагогику со своей системой, которая выделяется определенной регламентированностью, наличием соответствующих рамок, четко определенных перспектив, за которыми скрыта душевная теплота, любовь, вера в счастливое будущее. А.С.Макаренко сове ...

Методика формирования самостоятельности в процесс обучения
Самостоятельная работа учащихся имеет место во всех стадиях процесса обучения. При этом один и тот же вид работы может требовать от младших школьников большей или меньшей степени самостоятельности при разном характере заданий. Случается, что работа, выполнявшаяся сначала при участии учителя, затем ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru