Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Новая педагогика » Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя

Страница 7

Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке еще не сложилась единая концепция, выявляющая особенности ценностных ориентаций в целостной структуре личности. Данная проблема представлена исследованиями следующих ученых: в философии - С.Ф. Анисимова, В.А. Василенко, Г.П. Выжлецова, О.Г. Дробницкого, А.Н. Максимова, В.В. Розанова, В.П. Тугаринова, Б.А. Чагина и др.; в социологии - А.Г. Здравомыслова, Т.Ю. Любимовой, В.Б. Ольшанского, С.И. Попова, В.А. Ядова и др.; в психологии - Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, М.И. Бобневой, Л.И. Божович, А.В. Битуевой, Б.С. Братусь, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др.; в педагогике - В.А. Караковского, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского, Г.И. Чижаковой и др.

Осмысление категории «ценностная ориентация» осуществлялось нами в процессе анализа научных понятий: отношение, направленность, ценность, потребность, интерес.

Ценностные ориентации личности представляют собой центральное образование, определяющее направленность, отношение к тому или иному явлению действительности как к ценному или неценному с позиции общечеловеческой морали, являющей собой высший уровень регуляции социальным поведением личности. Социально-нравственные взгляды, идеалы и убеждения занимают стержневое место в системе ценностных ориентаций.

В типологии ценностных ориентаций выделяют варианты ценностных систем: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства) (М. Рокич); духовные, социальные и материальные (С. С. Бубнова, В. Ю Крылов, И. Я. Яковлев); общечеловеческие и национальные (Г. Н. Волков, В. А. Караковский, Н. Д. Никандров, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин) и т. д. По мнению исследователей, общечеловеческими ценностями являются: ценности Отечества, его культура и его история; самобытность народа, которая отличает его от других, позволяет быстро осваивать все формы коммуникативности и взаимодействия людей своего круга и языка; ценность человеческой жизни, уважение прав и свобод людей; ценности семьи, брака, любви и родительства, ценности жизни ребенка в глазах старших поколений; ценности природы, бережное отношение к ее богатству; ценности личных человеческих качеств, таких как мужество, смелость, решительность, благородство, рыцарское отношение к женщине.

Ценностные ориентации представляют собой единство компонентов: когнитивного (знания о предметах, явлениях, процессах, мировоззрение, представление о своей жизни), эмоционального (отношение к миру, своим связям, чувствам) и поведенческого (предрасположенность к тому или иному типу социального поведения).

Система ценностных ориентаций осуществляет следующие функции: мотивационно-побудительную, регулятивную, смыслообразующую, социально-ориентирующую, функции интеграции духовного мира личности, целеполагания, детерминации психических процессов.

Основы формирования базовой структуры ценностных ориентаций закладываются в подростковом возрасте, когда происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, возникает стремление ощутить себя и стать взрослым, возрастает потребность в общении со сверстниками, в самоутверждении и самовыражении (т. е. желание проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными).

Формирование ценностных ориентаций у подростков нами рассматривается как процесс их приобщения к наиболее значимым общечеловеческим ценностям: Земле, Отечеству, Семье, Труду, Знаниям, Культуре, Миру, Человеку (В.А. Караковский). Система этих ориентиров привлекательна для нас тем, что она содержит возможности для обращения к национальным ценностям, поскольку одним из ведущих в ней выступает понятие «Отечество», а ряд других ценностей позволяют осмыслить их с учетом национальных реалий. Национальное неразрывно связано с общечеловеческим.

Формирование ценностных ориентаций личности подростка предполагает процесс становления его ценностного сознания, основными категориями которого являются нравственный идеал, глубокие убеждения, основы мировоззрения, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка; идейно-эмоционального отношения к явлениям действительности; способности к саморегуляции, самоопределению, самоутверждению и рефлексии.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Прочие статьи:

Физиологические изменения
Одним из критических, сложных периодов в жизни человека является подростковый возраст. До настоящего времени нет единой точки зрения о границах этого возраста. Общепринято условно разграничить ранний подростковый возраст (13-15 лет), поздний юношеский (16-18 лет) возраст. Факторами развития подрост ...

Особенности просодической стороны речи у заикающихся
В последнее время все больше внимания обращается на изучение просодической стороны речи людей, страдающих заиканием. М.Вингейт говорит о заикании как о «просодическом дефекте», который проявляется в перемежающихся нарушениях ударений. Г.Бергман также сводит заикание к нарушению просодики. По его да ...

Содержание обучения учащихся профессиональных училищ курсу Цветоведение
Дисциплина «Цветоведение» относится к вариативной части общепрофессионального цикла дисциплин. Освоение дисциплины «Цветоведение» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Академическая живопись», «Пропедевтика», «дизайн», «Декоративные ткани» и другие, связанные с изобразит ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru