Социологический аспект молодежной культуры

Новая педагогика » Рок-музыка и молодёжная культура » Социологический аспект молодежной культуры

Страница 2

6. Психастенический. Особенности - повышенная тревожность, мнительность, наклонность к сомнениям, затруднение в принятии решений и т.д.

7. Шизоидный. Черты - замкнутость, отгороженность, духовное одиночество, своеобразие и необычность в выборе занятий и увлечений.

8. Эпилептоидный. Особенности - возникновение периодов злобно-тоскливого настроения, напряженность аффекта, взрывчатость, безудержная агрессивность; все влечения характеризуются чрезмерностью и силой.

9. Истероидный. Особенности - безграничный эгоизм и "жажда признания", стремление любой ценой добиться внимания (вплоть до ненависти) и непереносимость безразличия и равнодушия.

10. Неустойчивый. Основные черты - слабоволие, внушаемость, восприимчивость к влияниям извне.

11. Конформный. Основная черта - устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения, отсутствие собственного мнения.

Социально-психическая адаптация личности возможна на основе "онтогенетической социализации", которую можно определить как такой процесс взаимодействия человека и социальной среды, в ходе которого он оказывается в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. Таким образом, индивид усваивает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и другие особенности, которые в целом имеют адаптивное значение. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности. Социально-психическую адаптированность личности можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, в своем ролевом поведении в полной мере соответствует ожиданиям эталонной группы, свободно выражает свои творческие способности. Социально-психическая дезадаптированность личности выражается в первую очередь в неспособности адаптации личности к собственным потребностям и притязаниям.

У подростков наблюдаются несколько видов дезадаптации: активно-девиантное поведение (агрессивность, дромомания - стремление к бегству из дома - и т.д.) и пассивно-девиантное поведение (выражающееся чаще всего в эскапизме, то есть создании вымышленного мира, в котором можно найти убежище от проблем).

В научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция, в понятийном аппарате которой ведущими выступают социальный статус (положение в социальной структуре) и связанные с ним требования или ролевые предписания. Роль - это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом (о статусе см. далее). Роль позволяет мысленно формулировать поведение с тем, чтобы поступать должным образом; при этом мы анализируем подробности разворачивающейся ситуации и определяем для себя, кто что делает и где. Широко используется данное понятие в концепциях, отождествляющих жизненные ситуации с игрой и сводящие личность человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Понятия "социальная роль" и "игра" отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации: например, с их помощью удается точнее описать факты приспособления человека к определенным условиям. Кроме того, ролевая теория хорошо объясняет феномены отчуждения и конформизма.

Исполнение роли - фактическое поведение лица, обладающего каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Один и тот же статус может иметь некоторое число связанных с ними ролей, образуя ролевой набор. (Например, статус студента включает в себя роли ученика, сокурсника других студентов, болельщика, читателя и т.д.). Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности - действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди, а мы - требовать их от других. Каждая роль имеет по крайней мере одну ответную и связанную с ней роль. Взаимодействие индивидов в группах осуществляется через сеть ответных ролей. Ролевые отношения связывают нас друг с другом потому, что права на одной стороне взаимоотношения

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Классификация информационных технологий в школе
В конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. ...

Исследование системы словообразования существительных у дошкольников с ЗПР
В констатирующем эксперименте мы поставили цель – выявить уровень сформированности словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Задачи: проанализировать специальную литературу по проблеме изучения и преодоления нарушений словообразован ...

Психолого-педагогические основы использования игры
Можно утверждать с полной уверенностью, что современная отечественная практика редко включает игровой элемент в учебный и внеурочный процессы, не готовит учительство к профессиональному осмыслению игры в целях расширения возможностей обучения. И все это происходит несмотря на то, что на значение и ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru