Социологический аспект молодежной культуры

Новая педагогика » Рок-музыка и молодёжная культура » Социологический аспект молодежной культуры

Страница 5

Иногда ошибочно считается, что "стиляги" принадлежали к слою обеспеченной молодежи; на самом деле это движение затрагивало самые разные слои общества. Определенные элементы характеризующего стиляг дресс-кода могли содержаться и в одежде бедной учащейся и работающей молодежи - например, узкие брюки или самодельные толстые подошвы ботинок; точно так же различные по социальному и экономическому рангу слои молодежи - от детей состоятельных родителей до полунищих выходцев из деревни, после армии перебравшихся в город - могли увлекаться рок-н-роллом как танцевальным или музыкальным стилем.

Нельзя сказать, чтобы эта субкультура, характеризующиеся определенной элитарностью, долго сохраняла свою закрытость. Так, многие "стиляжские" песни стали впоследствии достоянием школьного фольклора: песни "Вот получим диплом…", "Шестнадцать тонн - опасный груз" и другие были известны школьникам еще на рубеже 1980х-90х гг. При этом в мелодике сохранялся их джазовый характер (так, достаточно трудная для исполнения мелодия песни Sixteen Tones, с ее большими интервальными скачками, характерными для спиричуэлса, сохранилась в школьном фольклоре практически без изменений). Хотя такой переход из одной среды в другую связан, возможно, с тем, что "стиляжский фольклор" переходил от родителей к детям в семье, а через детей из семьи в детские коллективы (детский сад, школа, пионерский лагерь, санаторий).

Многие отечественные субкультурные молодежные движения 1970х-2000х являются прямым заимствованием из одноименных западных субкультур (панки, хиппи, металлисты, готы, растаманы, рейверы, рэперы и т.д.). Во многом социальные слои, дающие людские ресурсы для этих движений, в России и на Западе в принципе совпадают: так, панки и рэперы - выходцы из бедных семей, чувствующие свою ущербность и обездоленность; хиппи - дети интеллектуалов, рэйверы - выходцы из богатых семей, могущие себе позволить посещение танцевальных вечеринок и т.д. Причем представители современной молодежной субкультуры могут наследовать принадлежность к этой субкультуре от родителей (так, хиппи вряд ли можно назвать молодежным движением, поскольку в него входят люди среднего и старшего возраста - причем даже в большем количестве, чем молодежь). Также субкультуры могут вырастать из других субкультур, приобретая независимость и постепенно все более теряя сходство с субкультурой-источником. Так, движение толкинистов (поклонников творчества Дж.Р. Толкина) во многом выросло из движения хиппи, дав, в свою очередь, начало движению "ролевиков" (любителей ролевых игр на литературные и исторические сюжеты), которое, в свою очередь, повлияло на приобретающее все больший размах и уже сейчас с "ролевым" движением имеющее мало общего движение реконструкторов, которое в настоящий момент становится все более, с одной стороны, "академическим", с другой - коммерческим, балансируя между прикладной исторической наукой и шоу-бизнесом. Такое же маргинальное положение занимает близкое к реконструкторскому движение любителей исторического и кельтского танца (в Петербурге представленное школой "Виланелла", клубами "Мирквуд", "Кейли-клуб", "Хампти-Дампти" и т.д.).

Каждой субкультуре, помимо дресс-кода и кодекса поведения, свойственно иметь в качестве организующей и направляющей силы какое-либо музыкальное направление. Наиболее "аморфным" в этом отношении оказывается движение "ролевиков", культовой музыкой для которых являются одновременно русский рок, а также фолк-рок и арт-рок, как западный классический (Deep Purple, Jethro Tull) и современный (Silly Wizard, In Extremo), так и музыка отечественных "клубных" команд (Mervent, Ad Libitum, Рада и Терновник, Сказы Леса и т.д.); обработки кельтской народной музыки; рок-аранжировки музыки Средневековья и Возрождения (Blackmore’s Night, Corona Borealis etc.) или эта же музыка в "аутентичном" исполнении с использованием старинных инструментов, некоторые образцы авторской песни (В. Высоцкого, М. Щербакова), а также особый вид авторской песни - т. н. "менестрельство". Так называется творчество бардов-ролевиков, сюжетами которого являются либо реминисценции тех книг или исторических событий, по которым проводится та или иная игра, либо реальные курьезные случаи, произошедшие с теми или иными деятелями этого движения на той или иной игре. Собственно музыкальная составляющая таких песен практически ничем не отличается от "традиционной" авторской песни: как правило (исключения достаточно редки), ограниченный набор аккордов и как следствие - ограниченный набор тональностей (ля минор, ми минор, до мажор), узкий диапазон и простые, но "красивые" и запоминающиеся мелодические ходы (следствие вокального непрофессионализма как исполнителей, так и целевой аудитории, также воспринимаемой как потенциальные исполнители), стандартные размеры (4/4, реже 6/8). В творчестве менестрелей широко применяются приемы пародии, перепева, музыкальных или текстовых цитат (многие "классические" тексты этого жанра - переделки народных песен, советских песен, песен из кинофильмов, даже рок-баллад). Практически творчество менестрелей - это переходное явление между собственно авторской песней, русским роком и фольклором, так как в текстах менестрелей совершенно отчетливо заметны свойственные фольклору формульность, наличие топосов (общих мест, составляющих необходимый элемент композиции) и т.д. Использование пародий и перепевов тоже роднит этот вид песенного творчества с фольклором, особенно фольклором 20 века. Достаточно вспомнить переделки "Катюши" военных лет или едкие полузапретные пародии на "Хороши весной в саду цветочки", "Крутится, вертится шар голубой" и т.д.; вторичность некоторых подобных песен уже не ощущается - как, например, практически никто не знает источник популяризованной "Митьками" военной песни "На поле танки грохотали" (вариант о летчиках - "Нас извлекут из-под обломков") - шахтерской песни конца 19 века о погибшем во время обвала "молодом коногоне". Наиболее же последовательной и цельнооформленной является субкультура так называемых гóтов (от gothic), регламентирующая как выбор музыки для прослушивания, так и одежду, макияж и даже общее состояние духа. Представители готов слушают немецкую и скандинавскую рок-музыку "готического" направления, которое близко к арт-року (повышенное внимание к вокальной технике, иногда - участие оперных певиц в качестве вокалисток (Nightwish), использование инструментов симфонического оркестра, а иногда и исключительно "классические" инструменты в составе группы (квартет виолончелей Apocalyptica), виртуозная техника игры), но отличается от него тем, что присущие многим направлениям рока депрессивность, мрачность, эстетизация зла и тьмы в текстах и музыке "готических" групп доводятся до крайности и почти до абсурда. Приверженность субкультуре готов выражается через простой и очень яркий дресс-код: использование в одежде предметов исключительно черного цвета (а также ношение в качестве верхней одежды длинных пальто и кожаных плащей), из аксессуаров - исключительно украшений под серебро, чаще всего подвесок в виде черепов, драконов, перевернутых распятий, кельтских крестов и т.д.; особая любовь к боди-арту (татуировки, пирсинг), что, возможно, реанимирует архаическое назначение татуировки и пирсинга - свидетельство прохождения инициации, признак готовности и умения переносить физическую боль; макияж, близкий к театральному гриму, используемый лицами обоего пола и подражающий облику "вампира" (бледное лицо, "запавшие" глаза, обведенные черным, кроваво-алые губы), а также окрашивание волос в черный цвет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Взаимодействие с учениками, план совместной работы
Планирование работы группы продленного дня процесс моделирования воспитывающей среды группы как комплекса социально-ценных обстоятельств, окружающих ребенка и способствующих его личностному росту. В настоящее время важно, чтобы в основу планирования работы педагог-воспитатель закладывал следующие ...

Первичная профилактика
речевой нарушение психический логопед 1. Реализация профилактического направления здравоохранения и специальной педагогики начинается еще до рождения ребенка путем создания для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий, регламентируемых соответствующими законами и обе ...

Анализ произведения изобразительного искусства на уроке
Сегодня преподавание изобразительного искусства в школе не без привлечения в качестве источников различных памятников культуры: исторических, музыкальных, литературных и др. Изучение их повышает интерес школьников к изобразительному искусству, способствует выходу на качественно новую ступень виден ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru