Социологический аспект молодежной культуры

Новая педагогика » Рок-музыка и молодёжная культура » Социологический аспект молодежной культуры

Страница 5

Иногда ошибочно считается, что "стиляги" принадлежали к слою обеспеченной молодежи; на самом деле это движение затрагивало самые разные слои общества. Определенные элементы характеризующего стиляг дресс-кода могли содержаться и в одежде бедной учащейся и работающей молодежи - например, узкие брюки или самодельные толстые подошвы ботинок; точно так же различные по социальному и экономическому рангу слои молодежи - от детей состоятельных родителей до полунищих выходцев из деревни, после армии перебравшихся в город - могли увлекаться рок-н-роллом как танцевальным или музыкальным стилем.

Нельзя сказать, чтобы эта субкультура, характеризующиеся определенной элитарностью, долго сохраняла свою закрытость. Так, многие "стиляжские" песни стали впоследствии достоянием школьного фольклора: песни "Вот получим диплом…", "Шестнадцать тонн - опасный груз" и другие были известны школьникам еще на рубеже 1980х-90х гг. При этом в мелодике сохранялся их джазовый характер (так, достаточно трудная для исполнения мелодия песни Sixteen Tones, с ее большими интервальными скачками, характерными для спиричуэлса, сохранилась в школьном фольклоре практически без изменений). Хотя такой переход из одной среды в другую связан, возможно, с тем, что "стиляжский фольклор" переходил от родителей к детям в семье, а через детей из семьи в детские коллективы (детский сад, школа, пионерский лагерь, санаторий).

Многие отечественные субкультурные молодежные движения 1970х-2000х являются прямым заимствованием из одноименных западных субкультур (панки, хиппи, металлисты, готы, растаманы, рейверы, рэперы и т.д.). Во многом социальные слои, дающие людские ресурсы для этих движений, в России и на Западе в принципе совпадают: так, панки и рэперы - выходцы из бедных семей, чувствующие свою ущербность и обездоленность; хиппи - дети интеллектуалов, рэйверы - выходцы из богатых семей, могущие себе позволить посещение танцевальных вечеринок и т.д. Причем представители современной молодежной субкультуры могут наследовать принадлежность к этой субкультуре от родителей (так, хиппи вряд ли можно назвать молодежным движением, поскольку в него входят люди среднего и старшего возраста - причем даже в большем количестве, чем молодежь). Также субкультуры могут вырастать из других субкультур, приобретая независимость и постепенно все более теряя сходство с субкультурой-источником. Так, движение толкинистов (поклонников творчества Дж.Р. Толкина) во многом выросло из движения хиппи, дав, в свою очередь, начало движению "ролевиков" (любителей ролевых игр на литературные и исторические сюжеты), которое, в свою очередь, повлияло на приобретающее все больший размах и уже сейчас с "ролевым" движением имеющее мало общего движение реконструкторов, которое в настоящий момент становится все более, с одной стороны, "академическим", с другой - коммерческим, балансируя между прикладной исторической наукой и шоу-бизнесом. Такое же маргинальное положение занимает близкое к реконструкторскому движение любителей исторического и кельтского танца (в Петербурге представленное школой "Виланелла", клубами "Мирквуд", "Кейли-клуб", "Хампти-Дампти" и т.д.).

Каждой субкультуре, помимо дресс-кода и кодекса поведения, свойственно иметь в качестве организующей и направляющей силы какое-либо музыкальное направление. Наиболее "аморфным" в этом отношении оказывается движение "ролевиков", культовой музыкой для которых являются одновременно русский рок, а также фолк-рок и арт-рок, как западный классический (Deep Purple, Jethro Tull) и современный (Silly Wizard, In Extremo), так и музыка отечественных "клубных" команд (Mervent, Ad Libitum, Рада и Терновник, Сказы Леса и т.д.); обработки кельтской народной музыки; рок-аранжировки музыки Средневековья и Возрождения (Blackmore’s Night, Corona Borealis etc.) или эта же музыка в "аутентичном" исполнении с использованием старинных инструментов, некоторые образцы авторской песни (В. Высоцкого, М. Щербакова), а также особый вид авторской песни - т. н. "менестрельство". Так называется творчество бардов-ролевиков, сюжетами которого являются либо реминисценции тех книг или исторических событий, по которым проводится та или иная игра, либо реальные курьезные случаи, произошедшие с теми или иными деятелями этого движения на той или иной игре. Собственно музыкальная составляющая таких песен практически ничем не отличается от "традиционной" авторской песни: как правило (исключения достаточно редки), ограниченный набор аккордов и как следствие - ограниченный набор тональностей (ля минор, ми минор, до мажор), узкий диапазон и простые, но "красивые" и запоминающиеся мелодические ходы (следствие вокального непрофессионализма как исполнителей, так и целевой аудитории, также воспринимаемой как потенциальные исполнители), стандартные размеры (4/4, реже 6/8). В творчестве менестрелей широко применяются приемы пародии, перепева, музыкальных или текстовых цитат (многие "классические" тексты этого жанра - переделки народных песен, советских песен, песен из кинофильмов, даже рок-баллад). Практически творчество менестрелей - это переходное явление между собственно авторской песней, русским роком и фольклором, так как в текстах менестрелей совершенно отчетливо заметны свойственные фольклору формульность, наличие топосов (общих мест, составляющих необходимый элемент композиции) и т.д. Использование пародий и перепевов тоже роднит этот вид песенного творчества с фольклором, особенно фольклором 20 века. Достаточно вспомнить переделки "Катюши" военных лет или едкие полузапретные пародии на "Хороши весной в саду цветочки", "Крутится, вертится шар голубой" и т.д.; вторичность некоторых подобных песен уже не ощущается - как, например, практически никто не знает источник популяризованной "Митьками" военной песни "На поле танки грохотали" (вариант о летчиках - "Нас извлекут из-под обломков") - шахтерской песни конца 19 века о погибшем во время обвала "молодом коногоне". Наиболее же последовательной и цельнооформленной является субкультура так называемых гóтов (от gothic), регламентирующая как выбор музыки для прослушивания, так и одежду, макияж и даже общее состояние духа. Представители готов слушают немецкую и скандинавскую рок-музыку "готического" направления, которое близко к арт-року (повышенное внимание к вокальной технике, иногда - участие оперных певиц в качестве вокалисток (Nightwish), использование инструментов симфонического оркестра, а иногда и исключительно "классические" инструменты в составе группы (квартет виолончелей Apocalyptica), виртуозная техника игры), но отличается от него тем, что присущие многим направлениям рока депрессивность, мрачность, эстетизация зла и тьмы в текстах и музыке "готических" групп доводятся до крайности и почти до абсурда. Приверженность субкультуре готов выражается через простой и очень яркий дресс-код: использование в одежде предметов исключительно черного цвета (а также ношение в качестве верхней одежды длинных пальто и кожаных плащей), из аксессуаров - исключительно украшений под серебро, чаще всего подвесок в виде черепов, драконов, перевернутых распятий, кельтских крестов и т.д.; особая любовь к боди-арту (татуировки, пирсинг), что, возможно, реанимирует архаическое назначение татуировки и пирсинга - свидетельство прохождения инициации, признак готовности и умения переносить физическую боль; макияж, близкий к театральному гриму, используемый лицами обоего пола и подражающий облику "вампира" (бледное лицо, "запавшие" глаза, обведенные черным, кроваво-алые губы), а также окрашивание волос в черный цвет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Психолого-педагогические проблемы современного дошкольного образования
дошкольный образование педагогический ребенок Применение развивающих методик в работе с детьми. Технологии дошкольного образования могут быть основаны на известных воспитательных методиках или использовать их отдельные элементы. Например, популярными среди российских детских садов являются методики ...

Группа продленного дня как феномен образования
Если искать исторические корни системы продленного дня в "мировом масштабе", то надо обратится к Платону. В трактате "Государство" (IV век до н. э) он обрисовал идеал социальной жизни и общественного воспитания детей от колыбели до второй ступени школы философов, где до 35-летне ...

Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность
В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы. Кроме того, все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Требование знаний основ информатики предъявляет нам сама жизнь. Все это ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru