Различают 2 типа социальных ролей - конвенциональные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется в данной ситуации; вторые определяются взаимодействием людей друг с другом. Играние роли (по Шибутани) - это организация поведения в соответствии с групповыми нормами, принятие роли - требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека.
Конфликты и противоречия между людьми нередко являются результатом непонимания ими ролей друг друга.
В отечественной научной литературе второй половины XX в. теория социальной роли представлена рядом работ. Много внимания разработке концепции социальной роли уделял И.С. Кон. Указывая на широкое распространение и многозначность понятия роли, И.С. Кон выделяет: обыденное сознание, где "быть в роли" - значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения; социальную психологию, которая использует это понятие для описания повторяющихся, стандартизированных форм и методов поведения; социологию, в которой понятие социальной роли обозначает безличную социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто занимает данную позицию. И.С. Кон отмечает, что прежде, чем отреагировать на внешний стимул, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли; процесс формирования личности, по Кону, означает ее вживание в различные социальные роли.
Социальную роль личности в единстве с ее социальным положением наиболее полно и объемно выражает понятие "социальный статус личности". Оно удачно соединяет и функциональную, и оценочную стороны, показывает, что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий и как они оцениваются другими людьми, обществом. Обычно статус личности связывается с ее правами и даже с привилегиями. Но к правовой стороне социальный статус не сводится.
Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы.
Низкая статусная самооценка обычно связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию, с конформизмом. Высокая самооценка, напротив, чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Исходя из этого есть смысл ввести понятие статусной самооценки как сущностной черты целостной личности, несводимой к отдельным функциям и действиям человека.
Если сформированная личность взрослого человека обладает устойчивыми характеристиками индивидуального стиля, то черты еще незрелой личности ребенка больше проявляются как свойства темперамента, на базе которого еще предстоит сформироваться личности в процессе социализации. Однако именно устойчивые свойства личности не позволяют социуму целиком поглотить индивидуальность, а ситуативные факторы не приводят к непрерывным изменениям. У ребенка влияние социума в качестве морального цензора в основном вызывает противодействие в силу непосредственного побуждения к свободе и независимости, а ситуативные аспекты в виде соблазна реализовать свои желания и потребности подталкивают их к импульсивным поступкам. При отсутствии развитого внутреннего самоконтроля у детей в большей степени, чем у взрослых проявляется тот тип переживания и поведения, который определяется ведущей индивидуально-личностной тенденцией.
Интеграция личности в целое реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное "Я" человека, в то время как его идеальное "Я" определяет направление, в сторону которого движется личность в процессе самосовершенствования. У ребенка самосознание формируется через сравнительный анализ своих чувств, мнений и поступков с переживаниями, мыслями и поведением окружающих лиц, однако личность еще слабо интегрирована, в связи с чем в переживаниях и поведении преобладают черты темперамента. Однако индивидуально-типологический стиль как врожденная черта характера уже отчетливо намечен. В формировании характера в качестве базовых свойств выступает врожденный темперамент, а в качестве интегрирующего фактора - стиль воспитания, идущий от окружающих взрослых: мать, отец, учителя.
Прочие статьи:
Анализ
урока учителем изобразительного искусства
В. А. Сухомлинский считал, что, если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой. Логическое следствие анализа уч ...
Эффективность военно-патриотического воспитания и ее критерии
Определение сущности эффективности военно-патриотического воспитания, всестороннее рассмотрение его содержания и структуры имеет важное значение. Решение этой проблемы расширяет границы научного познания самого воспитательного процесса, вооружает практических работников общими методологическими пр ...
Сквернословие – энергия зла
Речь - это показатель ума.
Сенека
Телевидение, пресса и модная литература узаконили сквернословие. Воровские песни, воровской жаргон, словечки «уроды» пропитали наш зык, наступила эра тотальной жаргонизации.
Интересные мысли высказал профессор, доктор технических наук, настоятель храма Рождеств ...