Социологический аспект молодежной культуры

Новая педагогика » Рок-музыка и молодёжная культура » Социологический аспект молодежной культуры

Страница 4

Для того, чтобы осознать себя как личность, практически любой подросток претерпевает два противонаправленных процесса: демонстративно отрицает то, что соотносит с миром "взрослых", осознаваемым им как враждебный, ложный и даже опасный (в том числе и такие бесспорно необходимые для социализации и бесспорные в нравственном отношении понятия, как ответственность за свои поступки, созидательный труд, уважение к старшим и т.д.), и при этом не менее демонстративно выказывает свою принадлежность к "своей стае", "тусовке", той или иной субкультуре. Среди лозунгов, популярных у "неформально мыслящей" молодежи, равно в ходу и деструктивные, провозглашающие право индивидуума противопоставлять себя всему миру, и призывы к единению, типа "Мы вместе" (однако это единение распространяется только на "своих" - разделяющих такие же взгляды, слушающих такую же музыку и т.д.).

Субкультура (лат. "суб" - под, ниже) - особая культура, созданная замкнутыми группами населения, как правило, противопоставляющими себя "толпе", "серой массе", и вследствие этого характеризующаяся своеобразной "элитарностью" и содержащая набор особых кодов и символов, распространяющихся на многие аспекты жизни ее носителей - от особого языка до манеры одеваться.

К субкультуре примыкает понятие контркультура. Контркультура - это сфера активности тех, кто резко порывает с культурой, пытаясь создать нечто новое путем отрицания старого. К контркультуре относились и относятся различные авангардистские течения. В музыке можно выделить 2 типа протеста: художественно-эстетический и социально-политический. Первый связан с деятельностью новаторов, имеющих профессиональную подготовку в рамках традиционной культуры, но в чем-то "переросших" эти рамки; второй (т. н. соц-арт) - с отрицанием самого принципа профессионализма (см. напр. выше о панк-роке).

Основным "врагом" субкультуры является массовая культура, в том числе ее музыкальное проявление - поп-музыка. "Попса" (жаргонное название поп-музыки) в рок-среде является чуть ли не самым обидным словом (ср. сатирическую композицию Ю. Шевчука "Попса" и его же Интернет-акции против поп-звезд, альбом одной из рок-групп "Непопса" и даже песню автора-исполнителя Т. Шаова "Былина о попсе" с использованием элементов тяжелого рока и словами "То не выпь кричит в лесу, не медведь ревет, не рыдает кикимора поганая - то из чащи из густой, из гнилых болот приползла на Русь Попса окаянная"). Критика, предъявляемая деятелями рок-культуры к "попсе", вполне обоснованная (зомбирование слушателя пустыми текстами и примитивными мелодиями, агрессивная навязчивость звучания поп-композиций на различных радиостанциях, подчеркнутая установка на "коммерцию" и успешность на рынке сбыта и т.д.) - хотя иногда складывается впечатление, что рок-исполнители порой неоправданно суровы к "попсе" в отношении коммерциализованности последней, поскольку многие рок-исполнители сами перешли из андеграунда в мейнстрим и используют гонорары от выступлений и продажи аудиопродукции и атрибутики как источник постоянного дохода. Возможно, право критиковать поп-музыку за "продажность" имеют исключительно те рок-группы, которые сознательно не делают исполнительство источником средств к существованию, выступают в небольших клубах и исполняют экспериментальную музыку или музыку с остросатирическими социальными текстами.

В СССР молодежные субкультуры, содержащие в себе протест против официоза, навязываемой "сверху" системы ценностей, воспринимаемой многими (даже не входящими в эти субкультуры) как ложная и лицемерная, возникли в период т. н. "оттепели" (рубеж 1950х-60х гг.). Самой известной (в том числе скандально) была субкультура "стиляг", характеризующаяся броскими, яркими и нарочито карикатурными элементами в одежде (яркие галстуки, узкие брюки, особые прически и т.д.), увлечением "прогрессивной" западной музыкой (джаз, рок-н-ролл), подчеркнуто прозападными вкусами - что во многом было, конечно, игрой по определенным правилам, сознательным эпатажем и провокацией, что характеризует практически любую молодежную субкультуру.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Изложение по видоизмененной методике с учетом возрастных возможностей учащихся
Во втором варианте учащимся обоих классов был предложен один и тот же текст, работа с которым проводилась по-разному в зависимости от степени обучения. В 6 классе требовался подробный анализ, использовался готовый план, а в 7 классе анализ был менее подробный. План составлялся коллективно. Если бы ...

Учебник истории в работе учителя истории
Беседы с учителями, собственный педагогический опыт, особенно трудности начального этапа работы в средней школе показывают, что в среде учителей существует определённая недооценка возможностей использования учебника как при подготовке к уроку, так и на самом уроке истории, что позволило бы избежать ...

Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока
На этом примере достаточно хорошо прослеживается, что для любого варианта урока, вне зависимости от уровня и степени подготовленности класса, исходным может явиться материал учебника. И не столь важно, насколько совершенным он является. По мнению автора, для предупреждения трудностей в работе учени ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru