Использование педагогической системы А.С. Макаренко в процессе подготовки будущего учителя

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко » Использование педагогической системы А.С. Макаренко в процессе подготовки будущего учителя

Страница 4

Проследив за процессом становления А.С.Макаренко как педагога, можно четко определить составные его педагогического опыта. Это гуманистическая направленность его педагогической деятельности как важнейшая характеристика мастерства педагога, профессиональная компетентность как базовая составная педагога, педагогические способности.

Важной составной опыта А.С.Макаренко постоянная педагогическая техника как форма организации поведения учителя: умение владеть своим телом, эмоциональными состояниями, техникой языка и т.п., а также целым рядом организационных умений, техникой контактного взаимодействия и др. Теоретические взгляды А.С.Макаренко основываются на отработанных механизмах педагогического мастерства, которые развивались параллельно с процессом его педагогического становления.

Важным аспектом, который характеризует педагогическое мастерство А.С.Макаренко есть педагогический такт – составная часть педагогического мастерства, которое приобретается вместе с образованием и педагогической практикой. Он связан со всеми другими качествами учителя, но имеет и свою специфику, определяется как ощущение (ощущение уместности, целесообразности и др.). Педагогический такт в широком понимании – это специальное профессиональное умение учителя, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к ученикам наиболее эффективное в определенных обстоятельствах средство воспитательного влияния. Мастерство, по Макаренко, – это высокий уровень профессионализма, который основывается на реализации творческого потенциала личности учителя. И главный пафос педагог направляет на отстаивание идеи обучение учителя профессионализму. Обращаясь к этой мысли неоднократно, педагог, по сути, не раскрывает ее, не дает определения мастерства. Мы находим описание представления автора и в работах, и в соображениях на страницах "Педагогической поэмы". Наивыразительнее эта мысль сформулирована в произведении "Некоторые выводы по моему педагогическому опыту": "Надо говорить лишь о мастерстве, то есть о настоящем знании воспитательного процесса, о воспитательном умении". Таким образом, по Макаренко, мастерство – это педагогические знания и умения. Для каждого педагога оптимистически звучат сегодня слова Антона Семеновича: "Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, замечательный мастер-врач, так должен и может быть замечательный мастер-педагог". И действительно, Макаренко-учитель, учитель учителей. И если вторую половину своей педагогической деятельности педагог посвятил колонии, то не следует считать, что его методика, которая есть действительно педагогическим изобретением, которую признает мировая педагогическая прогрессивная мысль, может быть приспособлена лишь к условиям учебных заведений закрытого типа. Наоборот, весь педагогический путь Макаренко пронизан прежде всего заботой об учителе, о школе, о ребенке, о семье. Технология, предлагаемая им, легко внедряется в учебно-воспитательном учреждении любого типа. Его теоретически-методические взгляды являются современными во всех сферах педагогической деятельности, в частности в общепедагогической подготовке педагога-мастера. Это удостоверяют составные части педагогического мастерства учителя, которые предлагают современные ученые. Нет сомнения, что эта модель аналогичная структуре личности педагога А.С.Макаренко и его теоретически-методическим обоснованиям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Виды, факторы, классификация школьной недисциплинированности
По мнению отечественных педагогов, недисциплинированность – процесс нарушения связей в системе «личность – социум». Чем большую область взаимоотношений между индивидом и социумом захватывает процесс недисциплинированности, тем меньше уровень реальной дисциплинированности. Процесс взаимодействия ин ...

Изложение с предварительным анализом текста
В первом варианте обучающего эксперимента изложение проводилось с предварительным анализом текста. Для изложения были отобраны два повествовательных рассказа для 6 и 7 классов. Тексты даны в приложении, а их характеристика на страницах. Рассмотрим несколько полно, правильно и последовательно пере ...

Анализ результатов деятельности по реализации принципа сознательности и активности на базе СШ Гродно в 9 классе
Во время прохождения преддипломной практики на базе СШ г. Гродно с 13. 02.2009 по 28.03.2009 мною было организовано систематическое наблюдение за учащимися 9 класса на занятиях по физкультуре, анализ посещаемости и успеваемости. Также с девятиклассниками была проведена беседа и анкетирование (см. ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru