Использование прогулки с повышенной нагрузкой в режиме дня дошкольника

Новая педагогика » Использование прогулки с повышенной нагрузкой в режиме дня дошкольника

На современном этапе развития общества, ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно «беречь здоровье смолоду». Девиз этот отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Важным фактором здоровья является двигательная активность, которая обеспечивает человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда. Ребенку – дошкольнику полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с бегом, лазаньем по деревьям, всяческое напряжение сил. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И наоборот, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и не устойчивости, к нарушению обмена веществ организма, а также к уменьшению функциональной возможности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.

Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточного отложения жира, способствуют заболеванию детей ожирению. Так, по данным большинства исследований (Аксенова Н.М., Пономарев С.А., Чаклин А.В.), 30-40% наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ.

К сожалению, в настоящее время традиционным времяпровождением ребенка являются компьютерные игры, просмотр телепередач, хотя детям в дошкольном возрасте так необходимо активно двигаться. Дети «страдают» от недостатка двигательной активности, большинство родителей предпочитают, чтобы их дети занимались иностранными языками, посещали «школу гениев», студии творчества, в результате у ребенка не остается времени на то, чтобы просто побегать во дворе. А ведь это настоящая трагедия! Остается одна надежда – детский сад, но и здесь дошкольник усиленно готовиться к школе, просиживая целыми днями на занятиях, в закрытом помещении.

Одной из самых действенных организаций двигательной активности ребенка в повседневной жизни является прогулка. Но зачастую прогулка проходит в такой форме, которая не дает возможность ребенку полностью реализовать свои двигательные потребности.

Вопросы организации и руководства двигательной деятельностью детей дошкольного возраста на прогулке, необходимые для создания педагогических условий оптимизации их двигательной активности, представлены в работах Г.П. Юрко, В.Г. Фролова, Л.В. Кармановой, Н.И. Богаровой, В.А. Шишкиной, М.А. Руновой.

Известно, что в каждом годовом цикле существуют периоды, когда здоровье детей подвергается ярко выраженным сезонно-климатическим воздействиям (Шапошникова В.И., Семенов В.А., Пушкарев В.А., Петров Б.А., Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н., Змановский ЮС.). Если они превышают функциональные возможности детского организма, то это приводит к периодическому снижению его защитных сил и зачастую сопровождается вспышками заболеваний простудного характера. Среди многочисленных средств борьбы с простудной заболеваемостью особое место занимают физические нагрузки.

Таким образом, возникает противоречие между:

- необходимостью укрепления здоровья дошкольников, как базисного условия их всестороннего развития и нерациональной организацией их двигательной активности на прогулке, неадекватной возрастным возможностям детей;

- важностью использования прогулки с повышенной нагрузкой в режиме дня и недостаточной разработанностью методических рекомендаций к ее проведению.

В связи с этим, возникает острая потребность в разработке вопросов, связанных с планированием физической нагрузки для детей старшего дошкольного возраста на основе формирования соответствующей структуры физической подготовленности с целью повышения устойчивости детского организма к заболеваниям простудного характера, а также необходимость дополнительных исследований в данном направлении, что обуславливает актуальность выбранной нами темы.

Цель исследования: разработать и обосновать оптимальный для здоровья детей вариант планирования физической нагрузки на прогулке и методику использования в ней подвижных игр.

Предмет исследования: организация и проведения прогулки с повышенной нагрузкой в режиме дня дошкольника.

Объект исследования: физическое воспитание, способствующее укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что использование прогулки с повышенной нагрузкой в режиме дня дошкольника будет способствовать увеличению резистентности организма детей к простудным заболеваниям и увеличению показателей их физической подготовленности.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Определить целесообразность использования прогулки с повышенной нагрузкой по литературным источникам.

2. Определить уровень двигательной подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

3. Изучить динамику заболеваемости простудного характера детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать содержание и организацию проведения прогулки с повышенной нагрузкой с учетом возрастных особенностей детей и проверить экспериментально ее эффективность.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: - теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; - педагогическое наблюдение; - педагогическое тестирование физической подготовленности; - педагогический эксперимент; - методы математической статистики.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа на базе детских садов № 155 Центрального района и № 269 Ворошиловского района. Задачи каждого этапа были подчинены общей цели исследования.

На первом, предварительном этапе, на основе анализа научно-методической литературы определялось общее направление исследования, проводилось обобщение практического опыта работы с детьми дошкольного возраста.

Параллельно проводилось наблюдение за организацией двигательной активности в группах детского сада.

В тоже время была разработана методика проведения прогулок с повышенной нагрузкой.

На втором этапе, в течение учебного года, проводился основной педагогический эксперимент по определению степени эффективности предложенной методики, в нем приняли участие 40 детей.

Третий этап был посвящен анализу и обобщению материалов исследования и оформлению текста квалификационной работы.


Прочие статьи:

Роль дифференцированного обучения
Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать разные проекты – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь детям самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни. Поэтому, начиная с первых лет обучения, нужно приучить учащихся к само ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Развитие дифференцированного обучения позволило выделить категорию детей, стойко не успевающих в массовой школе, но не имеющих выраженных нарушений анализаторов и существенно отличающихся от детей УО (умственная отсталость). По отношению к этой категории и употребляется термин «задержка психическо ...

Сквернословие – энергия зла
Речь - это показатель ума. Сенека Телевидение, пресса и модная литература узаконили сквернословие. Воровские песни, воровской жаргон, словечки «уроды» пропитали наш зык, наступила эра тотальной жаргонизации. Интересные мысли высказал профессор, доктор технических наук, настоятель храма Рождеств ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru