Характеристика психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

Новая педагогика » Использование прогулки с повышенной нагрузкой в режиме дня дошкольника » Характеристика психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

За период детства происходит сложнейший процесс формирования нервной системы. Он многократен и характеризуется преобладанием процесса возбуждения над торможением.

Для формирования двигательного стереотипа требуется определенная повторяемость и последовательность применения раздражителей. Таковыми являются физические упражнения, которые подбираются соответственно возрасту и проводятся в определенной системе.

Начиная с первого года жизни ребенку необходимо создавать условия для формирования у него произвольных движений, двигательных функций как при организации занятий, так и в свободной двигательной деятельности. Под воздействием физических упражнений и подвижных игр происходит становление и тренировка центральной нервной системы, психическое и моторное развитие ребенка.

Скелет ребенка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста. Однако мягкие и податливые кости под влиянием нагрузок изменяют форму. Избыточная и неравномерная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжестей и др., может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета – изменить форму ног, позвоночника, свода стопы, вызывать нарушение осанки.

В этом возрасте сила мышц-сгибателей больше силы мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Вот почему так важны и необходимы упражнения для укрепления мышц, удерживающих позу, а также мышц-разгибателей.

Медленно развиваются мышцы кисти. Только к шести-семи годам ребенок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Этому способствуют упражнения с мячами, лепка из пластилина, рисование и т.д. В связи с этим в основу нетрадиционного проведения занятий положены комплексные занятия (одновременное соединение нескольких занятий разных видов деятельности: физическая культура и рисование, физическая культура, конструирование и развитие речи и т.д.).

В регуляции поведения детей шестилетнего возраста большую роль играет кора головного мозга. Для высшей нервной деятельности ребенка характерны преобладание возбудительного процесса над тормозным и неустойчивость основных процессов нервной системы, которая особенно остро проявляются в трудный период адаптации к сложным условиям. Большое значение имеют подвижные игры, эстафеты с элементами соревнований, целенаправленные физические упражнения. Они способствуют улучшению функционального состояния высшей нервной деятельности ребенка, в ос6нове которой лежит образование условных рефлексов.

Мощными стимулами развития речи являются богатство впечатлений, получаемых из внешнего мира, активное постоянное речевое общение с взрослыми и сверстниками. Речевое общение играет большую роль в процессе двигательной деятельности детей. Как в познании окружающей действительности, усвоении новых знаний и умений, так и в регулировании поведения ребенка.

Развитие дыхательной системы характеризуется увеличением объема легких и совершенствованием функции внешнего дыхания. Положительная динамика функции дыхания в большей мере связана с влиянием физических упражнений.

Артериальное давление у детей в связи с большей шириной сосудистого русла, большей эластичностью сосудов и меньшей нагнетательной способностью сердца ниже, чем у взрослых. Физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему; под влиянием физических нагрузок вначале увеличивается частота пульса; изменяется максимальное кровяное давление, улучшается регуляция сердечной деятельности. По мере тренировки реакция сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки меняется, работа сердца становится более экономичной. Пищеварительная система играет важную роль в физическом состоянии ребенка. Пищеварение связано с выделением слюны (секреций) и пищеварительных соков. В числе факторов, влияющих на секрецию, следует назвать характер деятельности. Физические нагрузки, например, подвижные эмоциональные игры, труд на участке, у большинства детей вызывают временное снижение секреции пищеварительных соков. Восстанавливается она через 25-30 минут после сокращения деятельности. Это следует учитывать при планировании занятий, прогулок.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Характеристика современной системы общего образования в Российской Федерации
Результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. Важным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться ...

Творческого воображение младших школьников
В работах многих педагогов и психологов (Л.С. Выготский, Л.М. Шварц, О.Н. Никифорова, Л.С. Рубинштейн и др.) нашло отражение понятие о воображении, его видах и способах развития. Л.С. Выготский, показывая, что проблема воображения в классической психологии либо целиком сводилась к проблеме памяти ...

Методика формирования самостоятельности в процесс обучения
Самостоятельная работа учащихся имеет место во всех стадиях процесса обучения. При этом один и тот же вид работы может требовать от младших школьников большей или меньшей степени самостоятельности при разном характере заданий. Случается, что работа, выполнявшаяся сначала при участии учителя, затем ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru