Методика исследования звукопроизношения

Страница 2

a) за ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия;

b) за лексико-грамматические ошибки на письме.

Методика исследования грамматического строя речи

Проба 1. Составление предложений по ССК и опорным словам.

Отметить: правильность и развернутость синтаксических конструкций.

Валя, магазин, хлеб, покупать.

Дедушка, читать, диван, газета.

Девочка, пить, печенье, чай.

Проба 2. Словоизменение.

* Изменение существительных по падежам. (картинки)

Стул без чего?

Дает корм кому?

Мальчик нарисовал кого?

* Согласование прилагательных по родам.

Назови, какой по цвету предмет (картинки).

* Изменение существительных по числам.

Я буду говорить тебе про один предмет, а ты - про много (рука, глаз, рот, нос, лоб, ухо).

* Предложно-падежное управление

a) составление словосочетаний со словом «стол», с предлогами над, на, под (на стол…, под стол…);

b) постановка недостающего предлога:

под Даша моется … душем.

на Лампа стоит … столе.

от Рома отплыл далеко … берега.

Проба 3. Словообразование.

* Суффиксальный способ -

Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие (палец, птица, стул, стол, дерево).

* Приставочный способ – по картинкам.

(Наливает, заливает, поливает, вышивает, пришивает, подшивает).

* Образование прилагательных от существительных (из снега, из дерева, из бумаги)

· Подбор родственных слов (сад – садик, садовый, садовод, садить).

Методика исследования словаря

Для обследования используется прием называния предметов, действий и качеств, умение подбирать однородные слова, обобщать понятия.

Проба №1. Имя существительное.

Инструкция: назови части лица и малознакомые предметы (водопад, фонтан, памятник).

Проба №2. Глагол.

Инструкция: назови близкие по значению слова – действия (вяжет, шьет, вышивает).

Проба №3. Имя прилагательное.

Качественные прилагательные.

Инструкция: назови форму, цвет предмета. Какие на вкус нарисованные фрукты?

Относительные прилагательные.

Инструкция: из какого материала сделан предмет.

Проба №4. Наречие.

Инструкция: посмотри на картинки и скажи: Как ползет черепаха? Как светит месяц ночью?

Результаты обследования письма

Наблюдение №1.

Гульшат Ш., 8 лет, ученица второго коррекционного класса. Заключение психоневролога: ППЦНС. Психолога: кругозор ограничен, знания об окружающем мире отрывочны, бессистемны. Слабая сформированность пространственных и временных представлений. Элементарные операции в соответствии с возрастом во внутреннем плане малорезультативны. Повышенный тонус мышц.

При обследовании артикуляционного аппарата отклонений не выявлено. Исследование двигательных функций органов речевого аппарата показало, что движение языка в стороны ограничены, с трудом удерживается в нужном положении несколько секунд. Движения губ в положении «улыбка», «трубочка» выполняются в полном объеме. Девочка моторно неловка, мелкая моторика рук слабо развита.

Характерной особенностью звукопроизношения является

ш ж щ ч р’ р л

щ с’ с т л в в - замены

изолированно звук [л ] в норме.

Нарушение фонематического слуха. Не дифференцирует фонемы по акустико-артикуляционному признаку, ошибки употребления слов паронимов.

Фонематическое восприятие слабо сформировано. Порядок и количество звуков в слове определила неправильно. По ССК составила связный рассказ из нескольких предложений. Главную мысль выделила правильно. Структурирование высказываний упрощено, использует в речи простые предлоги. Отмечаются нарушения согласований в роде, числе и падеже («зеленый платье»). Притяжательные прилагательные чаще не образовывает. Слоговая структура слова нарушается в затруднительных условиях (треугольник – «трехугольник»), в стечении согласных.

Путает действия, близкие по значению. Родственные слова подбирает с трудом. Импрессивная речь: затруднено понимание вопросов, инверсионные конструкции недоступны.

Словарь ограничен обиходно-бытовой лексикой, преобладает номинативно-предикативная лексика. Объем словаря беден.

Обследование письма.

Диктант №1.

«апрей» - ошибка звукового анализа

«рыхный» - пропуск согласного

«кучики» - графическая ошибка. Путает на письме р – к. это не единичный случай.

«ук крыльца» - антиципация

«бальшая» - орфографическая ошибка, правило на безударную гласную.

«детишка убрали» - нарушение согласования

«канки» - пропуск «ь»

«они пускает» - аграмматизм, нарушение управления

«кораблки» - пропуск гласного

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Значимость изучения темы дисциплины в процессе подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования. Место темы в учебной программе
Дисциплина «Ревизия и контроль» - одна из профилирующих дисциплин для учащихся специальности 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль» и является завершающей при изучении специальных дисциплин «Бухгалтерский учет», «Налогообложение», «Статистика», «Экономика предприятия», «Анализ хозяйстве ...

Методы морально-волевой подготовки детей к обучению в школе
Развитие и воспитание детей осуществляется с помощью определенных средств и методов. Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях: любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям лю ...

Народная глиняная игрушка
Народная глиняная игрушка является одной из составляющих скульптурного образа. При работе с народными глиняными игрушками дети получают навыки, которые используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению. Выразительно ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru