Дифференцированный подход к преподаванию истории в системе развивающего обучения

Новая педагогика » Дифференцированный подход к преподаванию истории в системе развивающего обучения

Страница 2

Вследствие использования различных видов дифференциации мы будем иметь и различный результат:

перенос центра тяжести с обучения на учение, на самостоятельную переработку и усвоения информации;

учитель получает четкие ориентиры для отбора содержания работ;

деление класса на микрогруппы носит объективный характер, ученик сам может выбрать тот уровень целей, который соответствует его возможностям и потребностям;

в классе царит атмосфера взаимного доверия между учителем и учениками, учащиеся любят работать в группах, где происходит формирование таких черт характера как терпимость, коллективность, чувство поддержки, коммуникативности.

Важным фактором в ходе дифференцированного обучения является понятие "обучаемости".

Рост обучаемости - это способность экономно (по затрате сил и времени) взять максимум образовательных и воспитательных ценностей возрастанием ориентации в событиях современности.

Обучаемость - это индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений, навыков в процессе обучения. В основе обучения лежит уровень развития индивидуальных процессов.

По степени обучаемости учащихся можно условно разделить на 3 уровня: слабые, хорошо подготовленные сильные. Обычный урок истории можно давать, используя уровни трудности - т.е. степень соответствия содержания учебного материала процессу запаса знаний учащихся, опыту их познавательной деятельности, потребностям и интересам школьников.

Слабые, недостаточно подготовленные ученики - это те, которые при поверхностном знании истории не проявляют заметного интереса к ее изучению и почти совсем не владеют приемами и умениями самостоятельной работы с учебным историческим материалом. Они не умеют воспринимать, усваивать и воспроизводить в образно-эмоциональной форме даже наиболее значительные факты, самостоятельно анализировать, сравнивать.

Например, при изучении темы "Ремесло в средневековом городе" в 6 классе, учащиеся этой группы могут объяснить понятия: мастер, подмастерье, ученики, цехи, гербы и составить рассказ, используя эти понятия о ремесленной мастерской, а затем выполнить задание, связанное с оживлением Катины "Мастерская средневекового ремесленника".

При изучении темы "Государственная политика при Петре I" (7 класс история отечества) слабо подготовленные учащиеся могут выполнить следующее задание: записать основные события, произошедшие в эти годы: 1682, 1700, 1703, 27 июня 1709, 1714, 1720, 1721, а затем составить рассказ о Северной войне, используя объяснение события. В 9-ом классе при изучении темы "Пробуждение Индии" эти ребята объясняют следующие понятия: метрополии, колонии, полуколонии, зависимые страны, сферы влияния, "опиумные" войны, конкуренция.

При тестовой проверке знаний могут использоваться тесты, составленные по принципу альтернативности (да - нет, вправо - влево, имеет - не имеет). Например:

Итоги восстания декабристов:

1) победа восставших

2) поражение восставших

конкретизировать, обобщать даже разъясненный теоретический материал.

Они склонны преимущественно лишь к запоминанию с последующим пересказом изложенного материала, заучиванию текста учебника.

Слабых учеников, независимо от их возраста, надо терпеливо и планомерно обучать приемам и умениям учебной работе, воспитывать интерес и волю к изучению истории.

Наиболее благоприятные условия для этого создает воспроизводящая деятельность, но при условии, если главные исторические факты учитель излагает эмоционально, в наглядно образной увлекательной форме с обязательным разъяснением существенно. Такое изложение побуждает у учащихся интерес к историческим событиям.

Неоднократное усвоение разъясненного материала и воспроизведение усвоенного исторического знания, посредством одних и тех же методических приемов и средств, постепенно формирует у слабоуспевающих учеников устойчивое умение применять эти приемы и средства по образцу в аналогичных педагогических условиях.

Средине по обучаемости ребята обычно работают вместе со слабыми на первом либо с сильными на втором, а некоторые из них на третьем уровне трудности познавательной деятельности. Учитель должен поощрять их в работе и совершенствовать и познавательные способности.

Средние по обучаемости дети - это ученики, которые имеют вполне удовлетворительные знания по истории. Они основательно усвоили главные факты, ведущие понятия, неплохо знают и владеют многими, предусмотренной учебной программой, умениями, могут без больших затруднений с помощью адекватных приемов перестраивать изучаемый материал, усваивать и воспроизводить его в преобразованном виде. Историческое мышление, воображение, речь, память и другие познавательные возможности у школьников данной группы развиты выше, чем у слабоуспевающих ребят. В отличие от первой группы, средние по уровню обученности, ребята проявляют интерес, желание и волю к изучению истории. Во время опроса в 7 классе по теме "Начало преобразований Петра I" эта группа ребят выполняет следующее задание, используя § 36 (учебник 7 кл. Преображенского А.А., Рыбакова Б. А.) составить схему государственного управления России в XVII веке и прокомментировать ее. При изучении новой темы на уроке истории 8 класс "Рабочее движение в конце XIX века" эта группа ребят, используя текст учебника, составляют рассказ по картине "Морозовская стачка". При тестовой проверке знаний могут быть использованы тесты составленные по принципу классификации, принципу дополнения, принципу цепочки, принципу построения задания вокруг ядра.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Политология как наука
Соотношение объекта и предмета науки. Подходы к определению предмета политологии. Политическая социология, политическая философия, политическая этика, политическая история как составные части политической науки. Методы изучения политических явлений: институциональный, сравнительный, системный, бих ...

Единство воспитательных воздействий
Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений требует, чтобы все лица, организации, общественные институты причастные ...

Особенности просодической стороны речи у заикающихся
В последнее время все больше внимания обращается на изучение просодической стороны речи людей, страдающих заиканием. М.Вингейт говорит о заикании как о «просодическом дефекте», который проявляется в перемежающихся нарушениях ударений. Г.Бергман также сводит заикание к нарушению просодики. По его д ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru