Методическая характеристика основных типов уроков ОБЖ

Страница 2

Как бы ни была хорошо спланирована деятельность учителя, и насколько бы хорошо не были разработаны конспекты уроков, в своей деятельности преподаватель сталкивается с некоторыми не поддающимися алгоритмизации параметрами. К ним может быть отнесено:

изменение порядка уроков в результате заболевания преподавателя другого предмета;

тема занятий на одном из предыдущих уроков данного учебного дня;

уровень подготовленности учащихся к усвоению запланированного материала;

индивидуальное настроение отдельных учащихся или класса в целом.

Подобные факторы при неблагоприятном стечении обстоятельств могут полностью сорвать выполнение задач урока по запланированной теме, если учителю не удастся, оценив состояние учащихся, быстро изменить форму урока, ибо использовать другие методы.

Классификация методов преподавания. Все методы преподавания можно сгруппировать по нескольким фундаментальным признакам. Это: источник знаний; характер действий учителя; характер действий ученика.

При использовании этих признаков в качестве критериев легко выделить три группы методов обучения – словесные, наглядные, практические. Применяя словесные методы, учитель передает знания учащимся в форме монолога или диалога, иллюстрирует свою речь наглядными пособиями, но основным источником знания, тем не менее, остается слово. При использовании наглядных методов ведущую роль в передаче знаний играет наблюдение учащихся. Именно из наблюдения и осознания наблюдаемого складывается в данном случае деятельность школьников. Учитель главным образом направляет внимание учащихся, уточняет правильность их восприятия. Практические методы предусматривают источником знаний результаты, полученные учащимися в процессе практической работы.

Разделение методов на активные и пассивные ни в коей мере неправомерно. В зависимости от возраста учащихся и содержания курса все они должны развивать знания и научное мировоззрение, а следовательно, бать активными.

Выбор методов обучения и уровней познавательной деятельности учащихся. Методы обучения ОБЖ обуславливаются содержанием предмета и должны обеспечивать усвоение указанного содержания учащимися. При этом необходимо отметить, что ошибка в методе обучения приводит к снижению эффективности учебного процесса.

Таким образом, соответствие метода изучаемому материалу – важнейшее условие качества педагогической деятельности. К счастью, одно и то же содержание не всегда требует одного единственного метода. В этом случае основными критериями в выборе учителя должны служить познавательные возможности учеников, степень сложности материала или заданий, временной фактор и наличие (отсутствие) предполагаемого данным методом источника знаний.

Уровень познавательной деятельности закладывается учителем на стадии подготовки урока и реализуется путем постановки задач и вопросов в ходе занятия. Выделяются:

рецептивный уровень, характеризующийся монологом учителя и прослушиванием излагаемого текста учащимися;

репродуктивный уровень, характеризующийся наличием обратной связи со стороны учащегося, т.е. организацией вопросно-ответной формы изложения материала;

эвристический уровень отличается снижением активной роли учителя на уроке. При использовании данного метода тщательно продуманные вопросы учителя подводят учащихся к пониманию материала;

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки: незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; неправильный выбор действий, операций; неверное вычисление в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умен ...

Специфика развития математических способностей
В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей челов ...

Диагностика сформированности семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На контрольном этапе эксперимента эффективность коррекционного воздействия устанавливалась в ходе исследования глагольных, именных, адъективных, наречных предикатов; сопоставительного изучения предикативных связей и предикативной структуры в высказываниях различной длины. Для сопоставления резуль ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru