Организация и содержание обучающего эксперимента

Страница 1

Исходя из данных, полученных на первом этапе исследования: изучения причин заикания, результатов констатирующего эксперимента, рекомендаций научно-методической литературы и существующих методик по исправлению заикания и коррекции просодической стороны речи, были определены содержание и организация обучающего эксперимента.

Эксперимент проводился на базе Центра эндокринологи РАМН. В эксперименте участвовали дети от 9 до 17лет с врожденным гипотиреозом, страдающие заиканием различной степени тяжести. Экспериментальная группа состояла из 7 человек (4 девочки и 3 мальчика).

Все занятия с заикающимися детьми школьного возраста проводились в коллективе, так как именно коллектив оказывает положительное влияние на поведение ребенка, в коллективе у детей постепенно вырабатывается чувство товарищества, уверенность в себе, смелость, организованность. Но при составлении занятий учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка: особенности речи, моторики, уровень доступной формы речи.

Логопедическая работа с заикающимися детьми предусматривала коррекционно-развивающее обучение и воспитание, была многоплановой и включала не только традиционные логопедические методы и приемы, но и элементы музыкальных и физкультурных занятий.

Занятия проводились поэтапно, с учетом задач логопедической коррекции. Продолжительность коррекционных занятий определялась этапами работы. Структура занятий предусматривала в каждой его части новый вид деятельности, что с одной стороны, не вызывало у детей утомления, а с другой, помогало им длительное время сосредоточенно заниматься. Мы считали, что наиболее рациональной является такая организация обучения, когда преобладающее количество занятий проводится со всеми детьми одновременно с учетом специфических особенностей развития каждого ребенка.

В экспериментальной работе мы выделили 3 этапа:

1. Подготовительный.

2. Тренировочный.

3. Закрепление навыков плавной и слитной речи.

Комплексное обследование и результаты констатирующего эксперимента показали необходимость разработки комплексной модели педагогического воздействия, направленной на коррекцию интонационно-мелодической, темпо-ритмической сторон речи заикающихся с врожденным гипотиреозом.

Существенной стороной рассматриваемого дефекта является деформация темпа и ритма речи (речевой плавности), что на фоне постоянного эмоционального напряжения, тревоги, страха ведет к заиканию и к нарушению многих сторон интонации: паузирования, мелодики, динамической гармонии и т.д. У заикающихся нарушены, по существу, все характеристики музыкальности речи. Они теряют способность к эмоциональной окраске последней и изъясняются с помощью заученных, застывших интонационных схем и шаблонов. Музыка – вокал (пение) способствует расслаблению мышц, снижению гипертонуса и нормализации голосоподачи, что очевидно: при пении степень выраженности заикания нулевая. Основная цель вокалотерапии - выработка кинестетической координации процесса дыхания и голосоведения. Необходимо формировать чувство устойчивой кинестезии расслабленной при голосоподачи гортани, так как кинетические двигательные мелодии переходят в плавные речевые акты.

Соответственно этому практическая работа имеет следующие направления:

- автоматизация навыков нижнереберного диафрагмального дыхания, с активизацией мышц брюшного пресса; сознательное регулирование его ритма, правильное соотношение вдоха и выдоха, а также распределение выдоха на определенные речевые отрезки.

- работа над голосом: развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интанационно – мелодической речи; формирование навыка мягкой голосоподачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Методика исследования звукопроизношения
Ребенку дают картинки, чтобы звук: - стоял в начале, середине и конце слова; - в изолированном произношении; - в слогах: открытых, закрытых, простых и со стечением согласных - во фразах В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предло ...

Методы и логика педагогического исследования
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Своеобразие педагогической науки определяется не только объектом и предметом исследования, но и методами исследования. Методы научного исследования – это приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверную информацию, использующуюся для по ...

Особенности обучения младших школьников программированию
Информатизация начального образования на современном этапе является актуальным социально-востребованным процессом, важнейшим элементом изменяющейся парадигмы начального образования. Образовательный стандарт начальной школы пока не декларирует идею начала изучения информатики 1 сентября в 1 классе ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru