5. Упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха (синхронизация речи с движением при произнесении каждого слога – «встречное дирижирование»)
При выполнении упражнений особое внимание обращаем: на равное распределение выдоха на протяжении всего высказывания; придерживаемся умеренного темпа речи, с четким договариванием слова в полном его объеме; при чтении стихотворений, пении песни, произнося возрастающее количество строк на одном выдохе, соизмеряем расход воздуха с величиной текста.
● Использование люфт-паузы (воздух добирается после каждой строчки).
Пример: С радости-веселья /
Хмелем кудри вьются, /
С горести-печали /
Русые секутся. //
В дальнейшем произносится возрастающее количество слов на одном выдохе.
● «Трубач». Сделать вдох. К губам прижать воображаемый мундштук горна или трубы. Без звука одним воздухом нужно «выдышать» мелодию на одном выдохе.
Солнечный круг,
Небо вокруг –
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
«Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!»
Невербальный тренинг
Различные виды невербального тренинга создают благоприятные условия для последующего перехода к вербальным методам психологической коррекции.
Задачи: эмоциональная стимуляция, активация общения, налаживание коммуникаций и установление между больными эмоционально насыщенных связей - совершенствование невербальных способов общения.
Цель: автоматизация навыков мелодико-интонационной и темпо-ритмической организации речи, эмоциональная стимуляция, активация общения, умение выражать свои чувства невербальным способом.
На фоне проводимых занятий предполагается положительная динамика в виде снижения страха речи в социально и личностно значимых ситуациях, а также повышение коммуникативной активности. Это проявляется:
• в улучшении голосовых модуляций;
• в формировании навыков темпо-ритмической организации речи, а также в интонационно-мелодической выразительности;
• в развитии способностей более адекватно выражать свое эмоциональное состояние;
• в активизации общения внутри группы и установлении между испытуемыми эмоционально насыщенных связей;
• в выработке адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях;
• в способности легче устанавливать социальные контакты вне группы.
В результате невербального периода взаимодействия заикающиеся в течение занятий начинают активно пользоваться неречевыми средствами общения: жестами, мимикой, пантомимой и т.д.
Примеры упражнений:
● Описание. Партнеры невербально обращаются друг к другу.
Инструкция: выберете партнера и представьте себе, что вы разговариваете с ним в метро, где он вас не слышит; через стекло магазина. Вам надо объясниться ему в любви; сказать важную новость; договориться о встрече.
● Описание. Один из участников выражает эмоцию, другие пытаются угадать какую.
Инструкция: изобразите эмоции и состояния: гнев, радость, изумление, наслаждение и т. д.
● Описание. Один из участников имитирует животное.
Инструкция: изобразите какое-нибудь животное, птицу, насекомое (упражнение рассчитано на полное внутреннее раскрепощение).
● Тренировка ритмичного движения под музыку, развитие, наблюдательности и памяти:
а) подростки двигаются произвольно под музыку;
б) двигаются и напевают мелодию;
в) стоят и мячом или ладонями отстукивают ритм мелодии;
Прочие статьи:
Виды ориентировки на слово
С.Н. Карпова отмечает: «в основе сдвигов ориентировки ребенка на предметный мир и на речевую действительность лежит расширение и усложнение круга общения ребенка со взрослым по поводу новых видов деятельности, и прежде всего ведущей - совместной со взрослыми деятельности по усвоению предметов как ...
Функции обучения
Исследуя свой предмет, дидактика выполняет следующие основные функции:
1) познавательную;
2) развивающую;
3) воспитательную.
Познавательная функция.
Процесс обучения направлен на формирование новых знаний, навыков, умений. Под умением понимается способность ученика применять полученные знания ...
Содержание обучения иностранному языку
Содержание обучения иностранным языкам составляет одну из кардинальных проблем методики, так как оно призвано ответить на вопрос "чему учить?". В этой главе будет сделана попытка показать один из подходов к решению этого вопроса, исходя из статуса методики как науки, предметом которой яв ...