Организация и содержание обучающего эксперимента

Страница 3

● массаж круговой мышцы губ

● массаж верхней и нижней губы (круговыми движениями) от уголков к центральной линии губ

● похлопывание подушечками пальцев по лицу

● похлопывание ладошками по лицу

Для активизации верхнего резонатора проводили выведения звука в «маску», применяли упражнения с сонорными звуками «м», «н». При произнесении этих звуков добивались ощущений вибрации крыльев носа, верхней губы и альвеолярного отростка. Детям, которым было трудно добиться указанных ощущений, усиливали вибрацию путем легких постукиваний по крыльям носа, губе, произнося слоги «диннн», «донн», «биммм», «боммм».

Артикуляционно-мимические упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Идет тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Для этого используются статические и динамические упражнения.

Примеры упражнений:

Нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-а!»;

Зажмуриться – «распахнуть» глаза; озорно, со значением подмигивать;

Спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мышцы век.

Перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щеки);

Улыбнуться («и-и-и»), сложить губы в трубочку («у-у-у»); двигать губами от правой щеки к левой;

Расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами («пя-пя-пя»); пощелкать языком, присасывая строго по средней линии;

Изобразить: грозного владыку, хитрую лису,

Дыхательная гимнастика

Задачи: освоить технику нижнереберного диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; осознанно регулировать его ритм и правильно соотносить вдох и выдох; распределение выдоха на определенные речевые отрезки. Выполняя дыхательные упражнения важно вдыхать воздух через рот и нос, а выдыхать через рот; вдох должен быть бесшумный; при вдохе нельзя набирать слишком много воздуха и не выдыхать весь воздух полностью; вдох должен быть естественным, экономным и без усилий; воздух можно добирать только между смысловыми отрезками во фразе; во время упражнений не должно наблюдаться напряжения мышц шеи, рук, груди; плечи не должны участвовать в акте дыхания; выдох должен сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.

Начиная работу по формированию (воспитанию) правильного дыхания, необходимо обратить внимание на положение корпуса ребенка. Воспитание навыков правильного дыхания возможно только при хорошей осанке.

Первые дыхательные упражнения должны выполняться лежа, т. к. в этом положении легче дышать правильнее, чувствовать паузу, а затем в положении сидя и стоя. Во время вдоха, если ребенок лежит, брюшная стенка должна подниматься вверх, а если он сидит или стоит, - выдвигаться вперед. При выдохе живот должен втягиваться.

Затем проводится дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.

Как только первоначальные упражнения по развитию и коррекции физиологического дыхания освоены, следует перейти к работе над фонационным дыханием. Сначала при выполнении этих упражнений левая рука ребенка должна находиться на диафрагме, а правая рука – выполнять плавное простое движение. Позднее дыхательные движения могут сопровождать более сложные двигательные серии. При выполнении упражнений можно использовать музыкальное сопровождение, выполнять движение с одновременным произнесением звука. Постепенно можно включать более сложный речевой материал (звуки, слоги, слогосочетания, слова и т. д.) Движения слитные, плавные, переходящие одно в другое, выполняются во время произнесения гласного звука.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Вопросы обучения речи глухих детей в исследованиях сторонников реформаторской педагогики
И. Фаттер разработал новый метод формирования словесной речи путем соединения предмета и речи, который получил национальное и международное признание. На II Международном конгрессе учителей в Милане в 1881 г. было принято решение о том, что чистый устный метод при воспитании и обучении глухих имее ...

Организация учебного сотрудничества на уроках иностранного языка в классах общеобразовательной школы
Организация учебного сотрудничества на традиционных занятиях При организации учебного сотрудничества на традиционных занятиях, мы рассмотрим некоторые этапы подготовки и проведения урока: 1 Этап. Выбрать тему, цель и задачи урока. Как известно, цель и задачи определяют основные виды деятельнос ...

Оценка педагогических идей М. Монтессори её современниками
Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в Италии. Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, она заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями. Монтессори пришла к выводу, что проблемы умственно отсталых детей - это проблемы ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru