25–30 баллов (18 человек) – высокий уровень мотивации, учебной активности. Дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям тренера, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания тренера.
20–24 балла (28 человек) – хорошая мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
15–19 баллов (16 человек) – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят на занятия, чтобы общаться с друзьями, с тренером им нравится ощущать себя учениками, иметь красивую форму, плавательные принадлежности. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Таким образом, в силу возрастных особенностей младшие школьники более расположены к спортивным занятиям, так как во время тренировок реализуется ведущая деятельность – игра, и развивается познавательная сфера.
На рис. 4 наглядно представлена возрастная динамика школьной мотивации с первого по четвертый класс:
Рис. 4. График результатов исследования оценки уровня школьной мотивации у младших школьников по методике Лускановой Н.Г.
Из графика видно, что динамика школьной мотивации увеличивается к концу начальной школы. К этому времени дети уже адаптировались к школе. В первом классе они только учились плавать, а теперь, к концу начальной школы некоторые бьют рекорды на соревнованиях. Дети узнали много нового и теперь хотят продолжить совершенствовать навыки. Задача тренеров заключается в том, чтобы поддержать детей в их начинании, вдохновить на новые достижения. В младшем школьном возрасте практически у всех детей складывается положительное отношение к спорту, они воспринимают спортивные занятия как игру, детям интересно на тренировках.
Таким образом, проведен анализ результатов эмпирического исследования по следующим методикам:
Диагностика мотивации посещения занятий Орловой Л.Г.;
Диагностика психологического климата в группе Реан А.Л. (Методика «Человечек»);
Методика «Изучение потребности в достижениях» Ю.М. Орлова;
Методика оценки уровня спортивной мотивации младших школьников Лускановой Н.Г.
У большинства детей, обучающихся в спортивной школе, мотивация направлена на достижение каких-либо результатов (развить физические качества или проявить себя в спорте).
По результатам исследования климата в группе можно сказать, что:
– психологический климат в группах комфортный;
– воспитанники с удовольствием посещают занятия;
– есть в группе равнодушные к занятиям дети, поэтому задача тренеров состоит в том, чтобы сформировать у своих групп детей определенные мотивирующие факторы.
Высокий уровень потребности в достижениях наблюдается в четвертом классе, что характерно для данного возраста. Низкий уровень мотивации достижения в третьем классе говорит о том, что здесь есть проблемы связанные с воспитательной работой тренеров, возможно недостаточное общение с детьми. Тренеру следует обратить внимание на формирование у своей группы мотивирующих факторов.
Прочие статьи:
Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя
В Федеральной программе развития образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.
Сегод ...
Выявление уровня сформированности грамматических
навыков учащихся по итогам учебно-исследовательской деятельности
Итак, для выявления уровня сформированности грамматических навыков учащихся была произведена работа, которая включала в себя два структурных этапа: методика анализа имеющихся у учащихся знаний.
Всю работу можно разделить на два функциональных этапа: повторение известного материала и контроль повт ...
Наиболее эффективные средства развития и сплочения детского коллектива
Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого восп ...