Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию креативности

Новая педагогика » Развитие креативности школьников в процессе обучения » Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию креативности

Страница 11

Атмосфера творчества на уроках способствует положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя.

Экспериментальные исследования творческого мышления, осуществляемые с помощью творческих задач, задач - головоломок, показывают между тем, что в основе интуитивного решения, инсайта, догадки лежат логический анализ, рассуждение, выбор вариантов. Кроме того, хотя процесс интуитивного поиска не осознается, после получения решения его можно вербализовать. Несомненно, это свидетельствует о единой природе двух видов мышления - творческого и нетворческого.

В отечественной психологии большое внимание уделяется проблеме условий развития творческого мышления, целенаправленного формирования эвристических приемов (З. И Калмыкова, П.Я. Гальперин, В Л Данилова;

Г. С Альтшуллер). Показано, что овладение эвристическими приемами дает мощный толчок развитию творческого мышления, но не гарантирует успешного решения творческих задач. Итак, в отечественной психологии большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности, выяснению механизмов творческой деятельности и природы творческих способностей. Что же касается диагностики креативности, можно сказать, что работ в этом направлении почти нет.

В заключении дипломной работе по теме исследования, можно сформулировать основные тезисы о том как надо развивать творческие способности у младших школьников Первое условие успешного развития творческих способностей - раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т.е. с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Да и позже раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей. Но когда именно начинать развитие самих творческих способностей? И как это делать?

Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с младенчества слышит музыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило, обладают высокоразвитыми музыкальными способностями? А в семьях художников - изобразительными способностями, математиков - математическими и т.д. А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность. Именно в этом и состоит второе условие эффективного развития способностей.

Третье, чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, которых требует максимального напряжения сил.

Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот "потолок" все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе соперниками.

Парадоксально, но это условие максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься - объяснить такому маленькому еще ничего нельзя! В это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).

Четвертое - важное условие, о котором уже упоминалось раньше: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12


Прочие статьи:

Методика формирования самостоятельности в процесс обучения
Самостоятельная работа учащихся имеет место во всех стадиях процесса обучения. При этом один и тот же вид работы может требовать от младших школьников большей или меньшей степени самостоятельности при разном характере заданий. Случается, что работа, выполнявшаяся сначала при участии учителя, затем ...

Виды и формы контроля
Выделяется несколько видов контроля. По мнению Г.В. Роговой, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахаровой контроль может быть текущим, тематическим (П.И. Пидкасистый дает название "периодический") и итоговым. П.И. Пидкасистый объясняет виды контроля следующим образом: Текущий контроль - систематическая ...

Рекомендации по организации работы младших школьников в программе Scratch
Простота освоения сочетается в Scratch с огромным потенциалом. Особенно интересен этот язык для начального уровня изучения программирования. Но программирование — это не только операторы, алгоритмы и структуры данных: это ещё и множество идей, которые для своего усвоения требуют наглядности, пусть ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru