Технология рейтинговой оценки в начальной школе

Страница 1

Согласно Письму Министерство образования РФ от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" в первом классе четырехлетней начальной школы исключается система бального (отметочного) оценивания. При этом отмечается, что "недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка"

Тем не менее анализ практики работы начальной школы позволяет выявить определенные издержки применения безотметочного обучения:

учителя, несмотря на запрет использования любой знаковой символики, в силу сложившейся традиции ищут замену оценки и невольно вводят свою систему знаков (звездочки, кружочки, квадратики, треугольники, штампики различных цветов и т.д.), которые дают возможность сравнивать детей друг с другом, что снижает самооценку неуспешного ученика;

возникает "дидактическая перверсия": в стремлении к награде дети сами (или родители) начинают вырезать знаки-оценки, тем самым искажая значение приятие оценки;

у некоторых детей, попадающих в депрессивное состояние, складывается состояние эмоциональной депривации, возникает ощущение собственной неспособности к обучению;

очень высок субъективизм оценивания, поскольку нет единообразных подходов к оцениванию, что отрицательно сказывается на восприятии оценки ребенком при переходе его в сложившуюся систему оценивания.

Особенно стрессогенным является переход в конце второго класса на пятибалльную систему оценок, которые зачастую не соответствуют самовосприятию школьника. В этом случае у ребенка возникает психологическая защита. Учителю понятна система оценки, а ребенком получение любых знаков может восприниматься как поощрение, и когда ребенок получает реальные баллы, то переживает стресс.

Очевидно, что между безотметочным и отметочным обучением отсутствует переходное звено.

Сказанное побудило нас разработать переходную систему оценивания - предрейтинг, которая опирается на идеи рейтингового оценивания, но легко трансформируется в оценочную систему оценивания, которая в настоящее время является единственной официально принятой в школьном образовании.

Рейтинговая система оценки знаний используется преимущественно в вузах, а также в средних и старших классах общеобразовательной школы, когда учебу школьники начинают рассматривать как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание.

В то же время, следует отметить, что использованию рейтингового контроля по различным дисциплинам школьного образования посвящено незначительное количество работ; отсутствуют публикации и по организации и методике рейтингового контроля в начальной школе, т.е. инновационные подходы - рейтинговая оценка знаний учащихся в начальной школе - не прописаны как научное знание.

На наш взгляд, использование рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков учащихся целесообразно и в начальной школе, так как при использовании этой системы создаются условия для:

психологической безопасности учебного процесса (что особенно актуально, так как психика младшего школьника неустойчива);

формирования умения самооценки деятельности;

оценивания ребенка по отношению с самим собой;

наблюдения учащимся динамики собственного роста.

Рейтинговая оценка является оптимальным средством мониторинга учебных достижений в рамках уровневой дифференциации в обучении.

Кроме того, введение рейтингового контроля в начальной школе соответствует положениям Болонской декларации 1999 г., где отмечается, что современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования. А одним из условий формирования субъектной позиции обучающегося в образовательном процессе является изменение системы оценивания. Критериями оценки результата процесса обучения выступают: уровень освоения учебного материала и умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач. Раннее введение рейтинговой оценки позволяет адаптировать ребенка к современным бизнес-понятиям и функционированию в условиях такой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Классификация методов и средств обучения
Если мы внимательно посмотрим на множество воскресных школ и других православных учебных заведений, возникших в последнее время, то в большинстве случаев без труда заметим некое единообразие структуры. Похожи программы, похожи учебные планы, да и сам методический подход к преподаванию как бы имеет ...

Мышление как психический процесс
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий и затем переходит в мышление. Однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, то есть с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой «материал» мыслительная деятельность получает т ...

Виды профориентационных работ ТюмГНГУ
Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Смысл профориентационной работы вуза в том, чтобы помочь старшеклассникам правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего. Тюменский Государственный Нефтег ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru