Технология рейтинговой оценки в начальной школе

Страница 3

По философской основе - это гуманистическая технология.

Любая технология, как утверждает Г.С. Селевко, исходит из представлений об источниках, первопричинах, определяющих психическое становление человека. На основании ведущего фактора развития обычно выделяют биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.

Технологию рейтингового оценивания по данному критерию можно отнести к психогенным технологиям, согласно которым результат развития во многом зависит от самого человека, его предшествующего опыта, определяется психологическими процессами самосовершенствования.

Вместе с тем данная технология отвечает признакам биогенных и социогенных технологий, поскольку, несомненно, учитывает как природные способности, так и социальный опыт человека. Следовательно, с данных позиций - это комплексная технология.

По научной концепции усвоения опыта технология рейтингового оценивания соответствует развивающим технологиям.

По ориентации на личностные структуры технологию рейтингового оценивания можно отнести к информационным технологиям (поскольку она тесным образом связана с формированием знаний, умений и навыков) и технологиям саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности).

По характеру содержания и структуры рейтинговое оценивание следует отнести к так называемым проникающим технологиям, которые, как известно, характеризуются тем, что их элементы наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов. Приемы рейтинговой оценки могут успешно использоваться в процессе обучения, встраиваться в воспитательные, коррекционные и другие педагогические системы.

По типу организации и управления познавательной деятельностью технология рейтингового оценивания относится к программированному обучению, так как взаимодействие учителя с учеником является цикличным (включает контроль, самоконтроль и взаимоконтроль), направленным (индивидуальным) и автоматизированным (используются учебные средства). По организационным формам различают индивидуальное и групповое рейтинговое оценивание.

По критерию: "подход к ребенку - позиция ребенка - позиция педагога в образовательном процессе", - для рейтинговой оценки характерны сущностные черты нескольких типов технологий, среди которых личностно ориентированные (антропоцентрические), гуманно-личностные, технологии сотрудничества. Поэтому по данному критерию ее трудно отнести к какому-то одному из предлагаемых в классификации типов.

Центральной фигурой учебного процесса с применением рейтингового оценивания в рамках уровневой дифференциации является ученик как субъект, как личность, способная к свободному, творческому саморазвитию и самоактуализации. Позиция педагога ориентирована на поддержку, помощь, сопровождение в развитии личности.

Как и в технологиях сотрудничества, при использовании технологии рейтингового оценивания ученику предоставляется полная свобода выбора и самостоятельность, не используется принуждение, стимулируется внутреннее побуждение к позитивным изменениям, личностному росту. Сказанное сближает технологии рейтингового оценивания с идеями свободного воспитания.

Таким образом, полагаем, что технологию рейтингового оценивания логичнее описать посредством обобщенной характеристики как гуманистически ориентированную контрольно-оценочную технологию.

По преобладающему (доминирующему) методу рейтинговое оценивание вписывается в технологию развивающего обучения с акцентом на саморазвивающее обучение.

По типу управления деятельностью - это технология малых групп и/или индивидуальной работы.

По критерию: "категория обучающихся" - рейтинговое оценивание является полифункциональным. Как уже отмечалось, оно не имеет ограничений по возрасту, личностным особенностям и др. Поэтому в зависимости от цели может с успехом использоваться в массовой школе в процессе обучения как учащихся возрастной нормы, так и учащихся с более высоким уровнем развития.

По направлению модернизации традиционной системы выделяют различные комбинированные технологии. Рейтинговое оценивание по данному критерию входит в группу педагогических технологий на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Особенности психических процессов и свойств личности учащихся вспомогательной школы
При анализе психологических особенностей личности школьника с интеллектуальной недостаточностью необходимо, прежде всего, исходить из того, что внешние воздействия на человека всегда опосредуются его внутренними условиями. «При объяснении любых психических явлений, — пишет С. Л. Рубинштейн,— лично ...

Политическое сознание и политическая культура
Понятие политической культуры. Структура и функции политической культуры. Место политической культуры в политической жизни общества. Типология политической культуры. Понятия субкультуры, контркультуры. Источники формирования и способы передачи политической культуры: исторические условия, религия, ...

Комплекс требований к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя в контексте профилизации обученияобучения
Конец XX века характеризуется переходом от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. Это, в свою очередь, способствует расширению связей, усилению процессов глобализации, интеграции, информатизации. В этой связи появляются новые требования к системе и качеству образования. ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru