Технология рейтинговой оценки в начальной школе

Страница 5

Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной.

Главным критерием оценки педагогической технологии обычно называют ее эффективность и результативность. В диагностической процедуре с позиций гуманитарной экспертизы (термин С.Л. Братченко) рассматриваются два аспекта: педагогический (диагностика педагогического результата) и рефлексивный (ретроспективное обсуждение с целью осознания и оценки результатов работы).

Ограничения

Для технологии рейтингового оценивания должны быть указаны ограничения.

Рейтинговая система оценки достаточно гибкая, поскольку можно ввести рейтинг по одному учебному предмету, по совокупности предметов определенной области знаний или по всем изучаемым предметам. При этом рейтинговая система позволяет выстроить систему оценивания по каждому предмету с учетом его специфики и особенностей учащихся.

Технология рейтингового оценивания применима индивидуально и в группах, с 7-8 лет. Предельная возрастная граница не устанавливается.

По типу групп и особенностям самих детей однозначных ограничений не выявлено.

В качестве проблемы целесообразно отметить недостаточную разработанность объективных критериев для оценки устных ответов в сравнении с письменными работами, которые учитель оценивает практически без затруднений по принципу единства требований.

Итак, как уже отмечалось нами, использование уровневой рейтинговой системы контроля при оценке знаний, умений и навыков младших школьников возможно при четком формулировании требований к знаниям, умениям и навыкам по каждому разделу и теме программы.

Сочетание таких форм мониторинга, как пооперационный контроль и личностно-сопоставительный или нормативный предрейтинг способствует более глубокому осмыслению учебного материала, прочному овладению им, развитию организационных, коммуникативных способностей, самоуправления, самоорганизации, активизации коллективной учебной деятельности, самокорректировке выявленных пробелов и недоработок в знаниях, умениях, навыках, видах деятельности, созданию благоприятного психологического климата. Пооперационный контроль проводится сравнением выполнения задания с образцом. На основе тетради пооперационного контроля учитель выделяет группы учащихся с одинаковыми пробелами в знаниях и умениях и ориентирует следующее занятие на ликвидацию обнаруженных пробелов. В пооперационном листе знаком "+" отмечается правильно выполненная работа, "-" означает, что учеником допущена ошибка. При анализе пооперационного листа по горизонтали легко можно определить, как часто ученик допускает ошибки на то или иное правило. При анализе по вертикали учитель определяет увеличение или уменьшение количества ошибок в классе от работы к работе. На основе анализа ошибок проводится коррекция знаний.

Но этот вид контроля не стимулирует активную учебную деятельность в течение всего учебного времени, поэтому параллельно целесообразно использовать личностно-сопоставительный предрейтинг, фиксирующий динамику личностного развития ученика (не противопоставляя его успехи успехам других). Задача предрейтингового контроля - фиксировать малейшее достижение ученика: выполнение задания, помощь однокласснику, дополнение к ответу, исправление ошибки, участие в беседе. Единицей измерения служат баллы или жетоны (таким образом мы соединяем безотметочное обучение с рейтинговым подходом к оцениванию и готовим учащихся к переходу на оценочную систему).

Вручение жетона удовлетворяет потребность младшего школьника быть в центре внимания, самоутвердиться. Использование жетонов способствует и установлению благоприятного психологического климата. Предположим, школьник ответил неверно и не получил жетона или балла, но это не означает, что учеником получена "двойка", имеющая значение приговора и формирующая негативные комплексы. Учащийся знает, что можно получить "награду" после анализа допущенных ошибок и выполнения дополнительного задания. В конце каждого урока учитель собирает жетоны и заносит их в рейтинговый лист. После окончания работы над темой количество баллов (жетонов) суммируется. Этот прием открывает возможность поощрить малейший успех ученика: точное и вовремя сказанное слово, понятно сформулированную мысль, которая вчера не давалась и т.п. Жесткая пятибалльная система не позволяет так легко и ярко продемонстрировать личностный рост, не нарушив единства требований к усвоению знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Организационные формы самостоятельной работы
Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, небольших группах и целым классом. Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникационные умения учащихся. К тре ...

Опытно-экспериментальная работа по морально-волевой подготовке детей к обучению в школе
Анализ психолого-педагогической литературы показал, важное значение в морально-волевой подготовки детей к обучению в школе воспитание желания учиться, стремление узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога. С ...

Комплекс требований к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя в контексте профилизации обученияобучения
Конец XX века характеризуется переходом от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. Это, в свою очередь, способствует расширению связей, усилению процессов глобализации, интеграции, информатизации. В этой связи появляются новые требования к системе и качеству образования. Ро ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru