Технология рейтинговой оценки в начальной школе

Страница 2

Таким образом, введение рейтинговой системы оценки в начальной школе создает условия для адаптации учащихся к современным методам аттестации школьников.

Рейтинговая система оценивания позволяет приблизиться к решению проблемы дифференцированного контроля знаний. Оценка знаний учащихся с одной стороны, должна строго соответствовать уровню знаний, а с другой стороны - отражать реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне ЗУН.

Известно, что всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии (С.Д. Поляков).

Для доказательства соответствия рейтингового оценивания в начальной школе понятию "технология" представляется уместным соотнести его с известными критериями технологичности.

Перечислим вслед за Л.Д. Лебедевой, С.Д. Поляковым, Г.К. Селевко эти основные методологические требования: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, а также предсказуемость и гарантированность запланированного результата, относительная независимость от субъективного фактора.

Технология рейтинговой оценки, несомненно, отвечает критерию концептуальности, поскольку она строится на междисциплинарной основе и опирается на гуманистические ориентированные концепции.

Рейтинговая оценка, как и любая педагогическая технология, обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость подтверждается возможностью проектирования процесса рейтингового оценивания младших школьников, планирования динамики определенных результатов обучения. Технология рейтинговой оценки удовлетворяет критерию управляемости и в том, что может быть легко адаптирована к изменившимся целям и условиям, а также допускает при необходимости коррекцию любого этапа работы.

Технология рейтинговой оценки соответствует критерию эффективности. Поскольку благодаря полифункциональности она применима ко многим аспектам педагогической работы, позволяет получать позитивные, запланированные, стабильные результаты, доступна в освоении и проста в использовании.

Воспроизводимость подтверждается возможностью применения (повторения) приемов, процедур, техник в сходных условиях и достижения близких по эффективности результатов педагогами, освоившими данную технология.

Предсказуемость ожидаемых результатов, по сути, гарантирована независимыми характеристиками: объективностью оценки знаний; применением принципов индивидуально-дифференцированного обучения и др.

В итоге, процедуры оценивания создают психологически безопасную атмосферу в классе, способствуют повышению мотивации и интереса к обучению, приводит к получению детьми устойчивых знаний.

Описание и анализ технологии рейтингового оценивания.

Представление любой педагогической технологии предполагает раскрытие и анализ всех основных ее характеристик. Это особенно важно в контексте ее транслирования, освоения и дальнейшего применения в практической деятельности.

За основу описания технологии рейтингового оценивания возьмем предложенный в педагогической литературе вариант: название ® цель (предполагаемый результат) ® основные этапы (технологическая цепочка) ® психологические основания ® наполнение этапов (приемы, техники) ® диагностика результата ® ограничения.

Итак, выбранное нами название - "Технология рейтингового оценивания". Оно отражает сложившуюся традицию (например, "Технология уровневой дифференциации").

Классы педагогических технологий принято выделять по сущностным и инструментально значимым свойствам. К примеру: по целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации образовательного и воспитательного процессов. Охарактеризуем технологию рейтингового оценивания согласно классификационным параметрам, предложенным в монографиях Г.С. Селевко и Л.Д. Лебедевой.

Подчеркнем при этом, что выбор места в классификации определялся приоритетными значениями по каждому из оснований.

Так, по критерию "уровень применения" технологию рейтингового оценивания правомерно рассматривать в зависимости от масштабности применения как общепедагогическую или локальную, модульную.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Психолого-педагогические аспекты организации учебного сотрудничества
Опыт передовой практики обучения иностранного языка показывает, что эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения. Говоря о педагогическом, учебном сотрудничес ...

Психологическое содержание процесса письма
Письменная речь – одна из форм существования языка. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени» (Русский язык: Энциклопедия, М, 1979, стр. 205). Для ребенка письмо является не простым псих ...

Методика формирования самостоятельности в процесс обучения
Самостоятельная работа учащихся имеет место во всех стадиях процесса обучения. При этом один и тот же вид работы может требовать от младших школьников большей или меньшей степени самостоятельности при разном характере заданий. Случается, что работа, выполнявшаяся сначала при участии учителя, затем ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru