Научно-методическая работа и применение компьютерных технологий на исторических факультетах в последние годы XX века

Новая педагогика » Формирование новых принципов исторического образования в современной России и их реализация в высшей школе Дона, Кубани, Ставрополья » Научно-методическая работа и применение компьютерных технологий на исторических факультетах в последние годы XX века

Страница 9

Это высокая оценка и достаточно серьёзные рекомендации, над которыми факультету следует работать, обратив особое внимание на интенсификацию научно-исследовательской и методической работы на современной информационной базе.

Специфика учебно-методической работы вузов национальных республик Северного Кавказа, в частности Адыгейского и Карачаево-Черкесского госуниверситетов состоит в том, что преподаватели исторических факультетов в последние годы стали уделять больше внимания научно-методической работе по истории религии и традициям народов Кавказа. Так, доцент АТУ Н.А. Нефляшева разработала курс и методические рекомендации по «Исламоведению», СТ. Чемкаева - о религии адыгов; Р.В. Хапачева - об общественном управлении у адыгов в 20-60-е годы XIX в.138 Доцент ЧИТУ П.И. Магаева опубликовала учебно-методическое пособие о формировании и развитии мусульманской правовой мысли.

Итак, суммируя итоги обеспечения учебного процесса исторических факультетов вузов Северного Кавказа учебниками и методической литературой, отметим, что по некоторым дисциплинам (особенно по новейшей отечественной и новейшей зарубежной истории) не хватает хрестоматий и практикумов. Например, «Хрестоматия по истории стран Запада» была издана в начале 60-х годов и не содержит документов последних 40 лет. А без тщательной работы студентов над историческими документами трудно сформировать у них творческие навыки. В системе исторического образования не достаёт также такого важного звена, как пособия по методике научно-исследовательской работы. До последнего времени практически отсутствовали словари и справочники по истории, издания по методике и организации исторических исследований, которые способствовали бы более быстрому профессиональному росту начинающих историков140.

Анализ наименований учебно-методической литературы на исторических факультетах показывает большие отличия в названии и структуре иногда совершенно идентичных по содержанию изданий. На одних факультетах издаются только учебные программы, подчас даже без литературы, на других - подобные издания включают планы семинарских занятий, контрольные вопросы. Представляется, что учебно-методические пособия будут максимально способствовать организации самостоятельной работы студентов, если они будут содержать: пояснительную записку о целях и задачах учебной дисциплины, порядок и время её изучения, формы контроля, программу, учебно-тематический план с разбивкой на лекции, семинарские занятия и самостоятельную работу, план семинарских занятий с рекомендациями по подготовке к ним, перечень источников и литературы, вопросы для контроля. Наконец, в вузах необходимо решить вопрос об оперативном издании методических разработок. Только в РГУ создан участок оперативной полиграфии, который быстро печатает необходимые «методички». В других вузах на это уходит подчас очень много времени. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» в качестве одной из важнейших задач выдвигает развитие самостоятельной работы студентов, усиление ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы14.

Что касается применения новых учебных технологий в учебном процессе, то это проблема многих вузов Северного Кавказа. Слабая база компьютерных машин, дороговизна услуг телекоммуникационных глобальных сетей, неразработанность методики использования компьютерных технологий в исторических исследованиях и историческом образовании — всё это сдерживает применение НИТ на исторических факультетах региона.

Правда, за последние годы здесь уже многое удалось сделать. «Точками роста» информационных технологий служат: Ростовский, Кубанский и Ставропольский госуниверситеты. В Ростове-на-Дону введен в эксплуатацию федеральный узел связи Рунет, который позволяет передавать научную и методическую информацию в вузы региона. К 2000 г. завершилось формирование Южной зоны Интернета, которая охватывает все края, области и республики Южного федерального округа142.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Прочие статьи:

Анализ учебника под редакцией В.П. Кузовлева для 8 класса с точки зрения использования работы в малых группах как средства развития умений диалогической речи
Одной из основных особенностей анализируемого учебника является наличие заданий направленных на работу в малых группах. Учебник по английскому языку «English» имеет выраженную коммуникативную направленность, нацелен на развитие у учащихся способности понимать английскую речь, звучащую в разнообраз ...

Методические приемы обучения лепке младших школьников
Скульптура обозначает «вырезать, высекать, лепить». В данной работе лепка рассматривается как самостоятельная часть скульптуры. Лепка применяется в любой скульптурной работе, начинающейся с исполнения модели, которую затем переводят в другой материал. Лепку можно классифицировать по материалу: из ...

Выявление уровня сформированности грамматических навыков учащихся по итогам учебно-исследовательской деятельности
Итак, для выявления уровня сформированности грамматических навыков учащихся была произведена работа, которая включала в себя два структурных этапа: методика анализа имеющихся у учащихся знаний. Всю работу можно разделить на два функциональных этапа: повторение известного материала и контроль повт ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru