Кроме того, издан блок программ и методических рекомендаций по подготовке к государственным экзаменам:
1. Программа государственного экзамена бакалавриата по «Истории». (Ставрополь. 2000);
2. Отечественная история. Программы экзамена ГАК магистратуры
3; Всеобщая история. Программа экзамена ГАК магистратуры и и вступительного экзамена в аспирантуру. (Ставрополь. 2002).
Так, например, последняя программа включает пять разделов: история древнего мира, история средних веков, новая история, новейшая история стран Европы, новая и новейшая история стран Востока. Они содержат теоретические проблемы истории мировых цивилизаций, источники и историографию, природные условия, общее и особенное в историческом развитии региона, быт, традиции и нравы .
Эта и другие программы, разработанные на основе Государственного образовательного стандарта, позволяют, с одной стороны, сформировать профессиональные навыки и ценностные ориентации выпускников магистратуры, с другой, - подготовить будущих аспирантов к углубленному изучению отдельных проблем зарубежной истории, к написанию кандидатских диссертаций.
Таким образом, факультет обновил практически весь арсенал учебно-методической литературы, которая является важной составляющей в организации учебного процесса на факультете. Есть, правда, и слабые места. В частности, устаревшие программы послевузовского образования- аспирантуры. По отечественной истории программа была создана только в последние годы. По всеобщей истории аспиранты пользуются доработанной программой 1987 г. Но с тех пор многое изменилось. Возможно, ВАК ускорит разработку единых программ для кандидатских экзаменов по специальности. И это завершит цикл подготовки студентов: от бакалавриата через магистратуру и аспирантуру до докторантуры.
Интенсивная учебно-методическая работа под руководством проректора по учебной работе А.А.Панарина ведётся в Армавирском педагогическом университете, в том числе и на историческом факультете. По всем дисциплинам учебных планов на кафедрах имеются в наличии рабочие программы, которые отражают требования Государственного образовательного стандарта. Они разработаны ведущими специалистами факультета и ориентированы на оптимизацию образования и формирование личности педагога-историка. Принцип «погружения в эпоху», заложенный в учебном плане, предусматривает не просто одновременное изучение соответствующих периодов отечественной, зарубежной истории и истории мировой художественной культуры, но и предполагает глубокое междисциплинарное освоение материала. Таким образом, на факультете понятие учебно-методического комплекса по существу ориентировано на межкафедральный уровень 1996-1999 годы кафедрами факультета подготовлены 18 учебных и учебно-методических пособий общим объёмом свыше 80 п.л. По предметам культурологического цикла уже 8 лет существует фоно- и видеотека, включающая свыше 60 часов видеозаписи, около 2 тысяч слайдов, около 20 часов аудиозаписи. Кафедры, обеспечивающие преподавание дисциплин предметного цикла, также формируют видеотеки 6.
Контроль за усвоением студентами программного материала осуществляется посредством текущей успеваемости. Учебный план предусматривает формы и сроки проведения; итоговых проверок. В среднем каждая сессия включает 3 экзамена и 5 зачётов. Данный минимум позволяет охватить все дисциплины соответствующей сессии, при условии, что каждая из них имеет не более одной формы текущей аттестации. Программы и билеты государственных экзаменов в период с 1995 года неоднократно пересматривались и дополнялись в связи с переходом на новый ГОСВПО.
Итоги ГАК показывают достаточно высокий уровень подготовки студентов очного отделения: до 60% студентов защитили дипломные работы и сдали государственный итоговый экзамен на «хорошо» и «отлично». Что касается заочного отделения, то здесь результаты заметно ниже: на «хорошо» и «отлично» сдали лишь 25% выпускников.
Интересны рекомендации комиссии по аккредитации Министерства образования РФ историческому факультету АГПУ. Оценивая в целом положительно деятельность факультета, комиссия рекомендовала: в целях оптимизации и диверсификации сферы образовательных услуг в крае на базе исторического факультете рассмотреть возможность создания гуманитарного факультета, способного кроме исторической' и культурологической подготовки давать образование по таким специальностям, как философия, политология, право и т. п. В области научных разработок - профессорско-преподавательскому составу необходимо активнее участвовать в федеральных, региональных целевых программах, конкурсах грантов, как дополнительном источнике финансирования научных изысканий. В плане учебно-методической работы - для совершенствования содержания и организации учебного процесса необходимо шире использовать возможности новых информационных технологий; эффективнее использовать контроль за СРС и ИРС, создать действующую систему учёта текущей успеваемости студентов и т.п.
Прочие статьи:
Личностный подход
Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько з ...
Понятия «сознательность учения» и «активность»
Сознательность учения – осознанное отношение к учению, реализуемое через осмысление собственных действий и их результатов в соответствии с цепями и мотивами учения. Сознательность учения характеризуется осознанием ответственности за учебные достижения, активностью и самостоятельностью при усвоении ...
Рекомендации по организации работы младших
школьников в программе Scratch
Простота освоения сочетается в Scratch с огромным потенциалом. Особенно интересен этот язык для начального уровня изучения программирования. Но программирование — это не только операторы, алгоритмы и структуры данных: это ещё и множество идей, которые для своего усвоения требуют наглядности, пусть ...