Научно-методическая работа и применение компьютерных технологий на исторических факультетах в последние годы XX века

Новая педагогика » Формирование новых принципов исторического образования в современной России и их реализация в высшей школе Дона, Кубани, Ставрополья » Научно-методическая работа и применение компьютерных технологий на исторических факультетах в последние годы XX века

Страница 7

Предметом длительной дискуссии преподавателей факультета истории, социологии и международных отношений (ФИСМО) Кубанского госуниверситета был вопрос о подходах к преподаванию всеобщей истории: проблемный или страноведческий. До 80-х годов господствовал страноведческий принцип во всех дисциплинах зарубежной истории. Однако создание отделения социологии, а затем международных отношений поставило перед преподавателями требования читать лекции по проблемному принципу. К 2000 году этот подход возобладал, и большинство учебных дисциплин ныне преподаётся в проблемном изложении, что актуально для систематизации довольно пестрой в историческом развитии истории Востока.

Важной формой научно-методической работы в КубГУ является вовлечение студентов в научные кружки, проблемные группы и студенческие конференции. Например, такие кружки существуют на кафедрах дореволюционной отечественной истории и новейшей отечественной истории. Эти же формы вовлечения студентов в НИРС используют кафедры истории древнего мира и средних веков, а также новой и новейшей истории и международных отношений. Причем на последних работают студенческие кружки по восточной проблематике (по истории, традиционной и художественной культуре народов Востока), хотя это не исключает и индивидуальной работы со студентами.

На студенческих научных конференциях ФИСМО традиционно выделяются секции по востоковедению. Кафедра истории древнего мира и средних веков организовала факультативное изучение арабского языка. Ежегодно в 1980-90-е гг. в составе дипломников названных кафедр было от 25 до 35% тех, кто работал по разным аспектам проблематики Востока. В результате в 1983-2000 гг. на ФИСМО защищены 334 дипломных работы по востоковедению. В их числе 128 работ по проблемам истории и культуры Ближнего и Среднего Востока, 92 - по народам и странам Восточной Азии, 71 - по Южной Азии, 43 - по Юго-Восточной Азии131. Эти количественные параметры иллюстрируют сферу востоковедных научных интересов преподавателей и студентов. Немало дипломников выполняли также работы по Востоку на филологическом, экономическом, юридическом факультетах, на межфакультетских кафедрах (политологии, философии).

Исторический факультет Ставропольского госуниверситета на сегодняшний день - один из старейших в вузе. Под руководством декана, д.и.н., профессора А.А. Кудрявцева на факультете ведут подготовку историков пять кафедр: истории России (заведующая кафедрой -профессор Булыгина Т.А.), археологии и региональной истории (профессор Кудрявцев А.А.), истории древнего мира и: средних веков (профессор Краснова И;А.), новой" и новейшей истории (профессор Аникеев А.А), кафедра историографии и источниковедения ( профессор Покотилова Т.Е.).

Факультет ведет подготовку по многоуровневой системе бакалавров (4 года), специалистов (5 лет) и магистров истории (6 лет). Кроме того, в бакалавриате имеются специализации по музееведению, документоведению и исторической информатике. Студенты магистратуры получают дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» .

Научно-методическая работа факультета отражает вышеуказанную структуру факультета. За последние 5 лет преподаватели опубликовали 25 учебных пособий для бакалавриата в соответствии в дисциплинами учебного плана133. Данные пособия играют важную роль в организации учебного процесса, т.к. они содержат программы, учебно-тематические планы, темы семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним, а также список источников и литературы. Так, например, учебно-методические пособие С.А.Польской «История южных и западных славян в средние века» ориентирует студентов на изучение периодизации, источниковой базы, основных проблем курса, роли южных и западных славян в мировом историческом процессе. Пособие предлагает студентам различные формы занятий: лекция-собеседование, семинары, коллоквиумы, контрольные работы и др.

Одновременно издано 15 учебно-методических пособий для магистратуры, которые были описаны в предшествующем параграфе.

Издание этих пособий существенно облегчило организацию учебного процесса в магистратуре, так как позволило студентам самостоятельно определять траекторию обучения и организацию научно-исследовательской работы.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Прочие статьи:

Понятие программной разработки библиотеки процедур в среде Maple
Пакет Maple состоит из быстрого ядра, написанного на Си и содержащего основные математические функции и команды, а также большого количества библиотек, расширяющих ее возможности в различных областях математики. Библиотеки скомпонованы из подпрограмм, написанных на собственном языке Maple, специал ...

Групповая работа на уроке как часть дифференцированного подхода
Групповая работа на уроке является частью целого раздела организации учебной деятельности - дифференцированного подхода в обучении, форма организации учебной деятельности школьников с учетом их возрастных интересов, склонностей и проявляющихся способностей. Дифференцированный подход занимает пром ...

Исторический аспект изучения проблемы заикания
Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого расстройства. Первоначально расстройство речи типа заикания называли баттаризмом, по имени царя Батта ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru