Музыкотерапия как одно из средств коррекционного воздействия на заикающегося

Новая педагогика » Развитие просодической стороны речи посредством музыкотерапии у заикающихся школьников » Музыкотерапия как одно из средств коррекционного воздействия на заикающегося

Страница 3

Основоположник музыкальной дошкольной педагогики Н.А. Ветлугина выделяет четыре вида музыкальной деятельности доступных для дошкольников: слушание, исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игру на инструментах), творчество и музыкальную грамоту. Автор и ее последователь Б.М. Теплов отмечают важность всех видов музыкальной деятельности для общего развития и воспитания ребенка, которые помогают формировать навыки активного восприятия, обогащают сенсорный опыт детей, прививают знания, развивая интеллект и культуру ребенка.

Активная, двигательная природа музыкально - ритмического чувства легла в основу метода, разработанного Э. Жак Далькрозом суть которого заключалась в развитии ритмического чувства через различные пластические движения.

Включение специальных музыкально - ритмических занятий в курс лечения заикающихся было предложено в 1930 году профессором Гиляровским, который подчеркивал особую ценность ритмики для развития моторики [20]. Под его руководством была создана особая система лечебной ритмики и разработана методика музыкально-ритмических занятий для заикающихся детей и взрослых. Музыкальный ритм, благодаря своему богатству и разнообразию, дает неисчерпаемый практический материал. Огромное значение музыки как фактора тонизирующего, бодрящего, активирующего и спаивающего коллектив общеизвестно, поэтому лечебная ритмика, требующая движения в определенной музыкальной форме и подчинения определенному музыкальному ритму, играет в процессе оздоровления эмоциональной и волевой сферы больного большую роль.

Разновидностью этой системы является логопедическая ритмика.

Г.А.Волкова разработала логопедическую ритмику не только для заикающихся детей, как все перечисленные выше авторы, но впервые для детей с дислалией, дизартрией, ринолалией, нарушениями голоса, алалией и афазией.

Логопедическая ритмика, как и вообще лечебная ритмика, в основе своей системы имеет понятие ритма как начала организующего и дисциплинирующего, которое укладывает всякое действие в определенную музыкально-ритмическую форму и тем самым регулирует поведение логопата. Упражнения строятся на основе музыкального ритма, который дает возможность богато разнообразить движения и придает занятиям особую, бодрую жизнерадостную окраску.

Практика применения музыки в дефектологии не ограничилась только логопедической ритмикой. Музыку и движение в целях коррекции активно использовали для детей с нарушениями слуха Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт, свою методику в отличие от логопедической ритмики они назвали фонетической ритмикой.

М.П. Вайзман подробно рассмотрел возможности использования музыки для коррекции психомоторных расстройств детей олигофренов.

Рекомендации по музыкотерапии при обучении и коррекции развития дошкольников с нарушениями движений предложили И.А.Смирнова, Н.И.Иванова, А.А.Лыщик. В основу всех этих работ положено развитие ладового и ритмического чувства, то есть перцептивного и продуктивного компонентов музыкального слуха, а также по формированию музыкального мышления для детей с церебральными параличами.

Формированию слуховых представлений, то есть развитию репродуктивного компонента музыкального слуха у заикающихся, посвящены работы по пению - Л.З. Андроновой, М.А.Арутюнян.

В последнее время все большее внимание в работе с детьми уделяется психологическим недирективным методам развивающим творчество и рефлексию, в противоположность педагогическим дидактическим методам ритмики и традиционного музыкального воспитания. Это направление обозначают термином "музыкотерапия". Задачи музыкотерапии для детей сформулировала Ю.С.Шевченко. К ним относятся: тренировка наблюдательности, упражнения на устойчивость внимания и его переключаемость, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие мыслительных способностей и фантазии, тренировка языковых и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, развитие общей и тонкой моторики.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Контроль и обратная связь: аспекты интеграции
Научная организация контроля является важнейшим условием эффективного управления процессом обучения иностранному языку. Специфика контролирующей деятельности заключается в том, что, взятая отдельно, она не формирует знания, умения, навыки, а дает необходимую для организации обучения «обратную инфо ...

Упражнения как средство обучения иноязычной речи
Что такое "упражнение"? Во-первых, в упражнении всегда есть цель . Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект, т.е. попутно работать и на те механизмы, на формирование которых оно непосредственно не направленно. И это очень важно использовать в обучении. Во-вторых, уп ...

Метод проекта на уроках естествознания в начальной школе
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru