Музыкотерапия как одно из средств коррекционного воздействия на заикающегося

Новая педагогика » Развитие просодической стороны речи посредством музыкотерапии у заикающихся школьников » Музыкотерапия как одно из средств коррекционного воздействия на заикающегося

Страница 2

Хорошо известно успокаивающее действие музыки в медленном темпе и возбуждающее - в быстром. Бравурный походный марш может поднять и повести в атаку казалось бы смертельно уставших солдат, траурная музыка вызвать слезы, веселая зарядить энергией на целый день. Большинство людей чувствуют, что непреодолимая сила побуждает их делать мышечные движения, аккомпанирующие ритмам. Если им удается подавить эти движения в каком-нибудь одном мускуле, они появляются в другом. Эти движения, или мышечные сокращения, являются не просто результатом, а условием ритмического переживания. Дальнейшее подкрепление этого факта подтверждается в исследовании R.Mc.Dougall, которое было основано на предположении, что последовательность слуховых стимулов вызывает параллельный аккомпанемент в форме сенсомоторных рефлексов, возникающих в той или другой части тела. Впечатление ритма, с его точки зрения, обязано своим появлением системе кинестетических ощущений, вызываемых такого рода реакциями.

Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервно-психических расстройств.

Многочисленные музыкальные методики предусматривают как изолированное использование музыки в качестве ведущего лечебного фактора (прослушивание музыкальных произведений определенного содержания, индивидуальное или совместное музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других психотерапевтических приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Благодаря этим качествам музыка была выделена в специальный раздел психотерапии – музыкотерапию.

Согласно классификации Chr.Schwabe имеются три направления использования музыки: медицинское, профилактическое (функциональное) и педагогическое. Специфика каждого направления заключается в целях использования музыки.

Применение музыкальных стимулов в лечебных целях (в музыкотерапии) преобладающими являются недирективные методы воздействия на пациента, идущие "от пациента", помогающие ему раскрыть и осознать свои проблемы, а затем найти способы их преодоления.

Значительную роль в этом случае имеет элемент спонтанности, свободного проявления действий и эмоций. При этом могут быть использованы активные формы музыкотерапии, к которым относятся: вокалотерапия, ритмотерапия, хореотерапия и игровая психотерапия, где важная роль отводится самостоятельному участию больного в планировании и осуществлении различных форм поведения, сопровождаемых музыкой. Но и пассивные формы музыкотерапии позволяют решать существенные задачи, среди которых следует выделить: коммуникативная музыкатерапия - установление контакта с пациентом, реактивная музыкотерапия - помощь в разрешении психологического конфликта и регулирующая музыкотерапия - снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Функциональная музыка использоваться в основном в промышленности: в качестве средства улучшения общего самочувствия, повышения работоспособности и снижения утомляемости. Для повышения интенсивности труда рабочих стали использовать музыку как внешний ритмический раздражитель. Теоретическим основанием этого направления была теория А.А.Ухтомского о способности мозга изменять свои ритмы в зависимости от навязываемого темпа воздействия раздражителей. Пик расцвета этого направления пришелся на начало ХХ-го века. Позже функциональная музыка также стала использоваться в педагогике для решения трех основных задач: психофизиологической (сохранение здоровья и повышения работоспособности учащихся); социологической (увеличение привлекательности и заинтересованности во время занятия) и экономической (улучшение и увеличение производительности труда во время урока).

Педагогическое использования музыки опирается на директивные методы, строгую нормированность занятий, активный тренинг, определенных эмоциональных состояний, дидактику.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Понятие «методология педагогической науки»
Успех развития любой науки во многом зависит от разработки методов исследования. Из истории развития педагогики видно, что изначально педагогическая мысль базировалась на философских умозрительных заключениях, выступая результатом творческой деятельности выдающихся мыслителей. Динамика ее развития ...

Развитие творческого мышления студентов в процессе интерпретации художественного произведения
На втором этапе эксперимента было отобрано одно художественное произведение для интерпретирования студентами (драма А.Н. Островского «Гроза»). При выборе данного текста я руководствовалась его соответствием основным критериям, предъявляемым педагогической этикой к художественным произведениям. Осно ...

Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры
Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности. Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаютс ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru