Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Новая педагогика » Развитие просодической стороны речи посредством музыкотерапии у заикающихся школьников » Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Страница 17

а б в г д е

Рис. 10. Данные исследования просодической стороны речи баллы

а- дыхание г- логическое ударение

б- темпо-ритмическая организация д- высота голоса

в- интонация е- сила голоса

Таким образом, сравнительная оценка сформированности просодической стороны речи у детей этой группы позволила сделать вывод, что наибольшие затруднения вызвали задания на исследования темпо-ритмической организации речи, высоты и силы голоса (Таблица №3).

Таблица №3 Сравнительная оценка сформированности просодической стороны речи

Параметры исследования

Количество детей, выполнивших

задание на (в баллах)

0

1

2

3

4

Дыхание

0

2

1

3

1

Темпо-ритмическая организация речи

0

0

5

2

0

Интонация

0

0

3

4

0

Логическое ударение

0

1

2

4

0

Высота голоса

0

0

4

3

0

Сила голоса

0

0

5

2

0

Во второй главе представлены данные констатирующего эксперимента, в ходе которого у детей были исследованы следующие функции: моторные (общая, мелкая, артикуляционная моторика; мимические, речевые, дыхательные, интонационные, а также темп и ритм речи. Были выявлены особенности заикания в различных формах речевой коммуникации.

1. Исследование степени выраженности заикания в различных формах речи свидетельствуют о том, что наибольшую трудность для всех испытуемых представляли спонтанная речь, пересказ и чтение. В шепотной и ритмизированной речи заикание проявлялось в легкой степени или не отмечалось вовсе. У большинства детей была выявлена средняя степень выраженности заикания (3 человека), 2 человека – легкая степень, 2 человека - тяжелая степень заикания. В ходе проведенного исследования у всех заикающихся был отмечен смешанный тип судорог (тоно-клонического типа), а локализация судорог носила голосо-дыхательно-артикуляционный характер.

2. Анализ результатов исследования моторных функций показал, что у детей имеются отклонения в развитии общей, тонкой и артикуляционной моторики. Наибольшие отклонения были выявлены в развитии мелкой и артикуляционной моторики. Артикуляционная моторика характеризуется специфическими особенностями: недостаточная переключаемость, точность движений, наличие сопутствующих движений и синкинезий. Общая и тонкая моторика характеризуются недостатками в развитии как динамических, так и статических движений.

3. Обследование просодической стороны речи показало, что у большинства детей нарушено речевое дыхание, темпо – ритмическая организация речи. Дети не умеют модулировать голос по высоте и силе. Ритмическую сторону речи дезорганизовали речевые судороги. В связи с этим речевой поток прерывался, отмечались необоснованные паузы, повторения, нарушалась плавность и четкость речи.

Таким образом, все данные свидетельствуют о необходимости проведения методически обоснованной комплексной коррекционной работы, предусматривающей воздействие на моторику и просодическую сторону речи заикающихся детей с использованием музыкальной терапии.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 


Прочие статьи:

Понятие, сущность, характеристика методов и приёмов, используемых в обучении иностранным языкам
В начале 60-х годов прошлого века были предприняты попытки определить в методике обучения иностранным языкам метод как совокупность приемов обучения. Так возникли методы ознакомления с языковым материалом, методы тренировки и тому подобное. В связи с этим возникла двойственность в понимании данного ...

Достоинства и недостатки групповой работы на уроке
Групповая работа и работа в парах становится все более популярной в сфере обучения иностранному языку, так как имеет множество достоинств перед фронтальной работой. Групповая работа не является идеальной формой организации учебной работы. Групповая работа несет в себе ряд недостатков. Среди них наи ...

Игра детей младшего дошкольного возраста
В ходе наблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста Щербакова Е.И. отмечает: в играх детей наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Ребенок стремится определить для себя роль, может на какое-то время увлечься ею. Однако интересы детей ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru