Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Новая педагогика » Развитие просодической стороны речи посредством музыкотерапии у заикающихся школьников » Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Страница 17

а б в г д е

Рис. 10. Данные исследования просодической стороны речи баллы

а- дыхание г- логическое ударение

б- темпо-ритмическая организация д- высота голоса

в- интонация е- сила голоса

Таким образом, сравнительная оценка сформированности просодической стороны речи у детей этой группы позволила сделать вывод, что наибольшие затруднения вызвали задания на исследования темпо-ритмической организации речи, высоты и силы голоса (Таблица №3).

Таблица №3 Сравнительная оценка сформированности просодической стороны речи

Параметры исследования

Количество детей, выполнивших

задание на (в баллах)

0

1

2

3

4

Дыхание

0

2

1

3

1

Темпо-ритмическая организация речи

0

0

5

2

0

Интонация

0

0

3

4

0

Логическое ударение

0

1

2

4

0

Высота голоса

0

0

4

3

0

Сила голоса

0

0

5

2

0

Во второй главе представлены данные констатирующего эксперимента, в ходе которого у детей были исследованы следующие функции: моторные (общая, мелкая, артикуляционная моторика; мимические, речевые, дыхательные, интонационные, а также темп и ритм речи. Были выявлены особенности заикания в различных формах речевой коммуникации.

1. Исследование степени выраженности заикания в различных формах речи свидетельствуют о том, что наибольшую трудность для всех испытуемых представляли спонтанная речь, пересказ и чтение. В шепотной и ритмизированной речи заикание проявлялось в легкой степени или не отмечалось вовсе. У большинства детей была выявлена средняя степень выраженности заикания (3 человека), 2 человека – легкая степень, 2 человека - тяжелая степень заикания. В ходе проведенного исследования у всех заикающихся был отмечен смешанный тип судорог (тоно-клонического типа), а локализация судорог носила голосо-дыхательно-артикуляционный характер.

2. Анализ результатов исследования моторных функций показал, что у детей имеются отклонения в развитии общей, тонкой и артикуляционной моторики. Наибольшие отклонения были выявлены в развитии мелкой и артикуляционной моторики. Артикуляционная моторика характеризуется специфическими особенностями: недостаточная переключаемость, точность движений, наличие сопутствующих движений и синкинезий. Общая и тонкая моторика характеризуются недостатками в развитии как динамических, так и статических движений.

3. Обследование просодической стороны речи показало, что у большинства детей нарушено речевое дыхание, темпо – ритмическая организация речи. Дети не умеют модулировать голос по высоте и силе. Ритмическую сторону речи дезорганизовали речевые судороги. В связи с этим речевой поток прерывался, отмечались необоснованные паузы, повторения, нарушалась плавность и четкость речи.

Таким образом, все данные свидетельствуют о необходимости проведения методически обоснованной комплексной коррекционной работы, предусматривающей воздействие на моторику и просодическую сторону речи заикающихся детей с использованием музыкальной терапии.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 


Прочие статьи:

Наркомания и алкоголизм – болезни души
С конца 1980-х годов в России резко упала рождаемость, а с начала 90-х выросла смертность, что было связано, прежде всего, с отменой госмонополии на алкоголь. Две трети смертей в России можно было бы предотвратить, если исключить из жизни общества алкоголь и табак. Миллионы людей во всём мире страд ...

Анализ современных программ по естествознанию с целью выявления тематики учебных проектов
Тематику учебных проектов следует выбирать в соответствии с содержанием программы естествознания, которую применяет учитель. На сегодняшний момент в современной начальной школе широко применяются две программы по естествознанию: программа «Зелёный дом» А.А. Плешакова и программа «Мир и человек» А.А ...

Понятие о религиозном воспитании
Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, процесс, ценность, как систему, воздействие, взаимодействие и т.д. Каж ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru