а б в г д е
Рис. 10. Данные исследования просодической стороны речи баллы
а- дыхание г- логическое ударение
б- темпо-ритмическая организация д- высота голоса
в- интонация е- сила голоса
Таким образом, сравнительная оценка сформированности просодической стороны речи у детей этой группы позволила сделать вывод, что наибольшие затруднения вызвали задания на исследования темпо-ритмической организации речи, высоты и силы голоса (Таблица №3).
Таблица №3 Сравнительная оценка сформированности просодической стороны речи
Параметры исследования |
Количество детей, выполнивших задание на (в баллах) | ||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Дыхание |
0 |
2 |
1 |
3 |
1 |
Темпо-ритмическая организация речи |
0 |
0 |
5 |
2 |
0 |
Интонация |
0 |
0 |
3 |
4 |
0 |
Логическое ударение |
0 |
1 |
2 |
4 |
0 |
Высота голоса |
0 |
0 |
4 |
3 |
0 |
Сила голоса |
0 |
0 |
5 |
2 |
0 |
Во второй главе представлены данные констатирующего эксперимента, в ходе которого у детей были исследованы следующие функции: моторные (общая, мелкая, артикуляционная моторика; мимические, речевые, дыхательные, интонационные, а также темп и ритм речи. Были выявлены особенности заикания в различных формах речевой коммуникации.
1. Исследование степени выраженности заикания в различных формах речи свидетельствуют о том, что наибольшую трудность для всех испытуемых представляли спонтанная речь, пересказ и чтение. В шепотной и ритмизированной речи заикание проявлялось в легкой степени или не отмечалось вовсе. У большинства детей была выявлена средняя степень выраженности заикания (3 человека), 2 человека – легкая степень, 2 человека - тяжелая степень заикания. В ходе проведенного исследования у всех заикающихся был отмечен смешанный тип судорог (тоно-клонического типа), а локализация судорог носила голосо-дыхательно-артикуляционный характер.
2. Анализ результатов исследования моторных функций показал, что у детей имеются отклонения в развитии общей, тонкой и артикуляционной моторики. Наибольшие отклонения были выявлены в развитии мелкой и артикуляционной моторики. Артикуляционная моторика характеризуется специфическими особенностями: недостаточная переключаемость, точность движений, наличие сопутствующих движений и синкинезий. Общая и тонкая моторика характеризуются недостатками в развитии как динамических, так и статических движений.
3. Обследование просодической стороны речи показало, что у большинства детей нарушено речевое дыхание, темпо – ритмическая организация речи. Дети не умеют модулировать голос по высоте и силе. Ритмическую сторону речи дезорганизовали речевые судороги. В связи с этим речевой поток прерывался, отмечались необоснованные паузы, повторения, нарушалась плавность и четкость речи.
Таким образом, все данные свидетельствуют о необходимости проведения методически обоснованной комплексной коррекционной работы, предусматривающей воздействие на моторику и просодическую сторону речи заикающихся детей с использованием музыкальной терапии.
Прочие статьи:
Понятие "контроль". Функции контроля
Контроль является неотъемлемой частью процесса обучения. М.В. Гамезо дает следующее определение контроля: контроль - проверка, а также постоянное нахождение в целях проверки или надзора.
По мнению П.И. Пидкасистого, контроль имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобр ...
Формирование пространственных представлений у детей
в норме и с общим недоразвитием речи
Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с ок ...
Стадии развития конфликта
Первый этап - зарождение. Характеризуется аморфностью, всеобщностью и включенностью во все многообразные отношения между субъектами. Противоречия на этом этапе существуют потенциально. Они заключены в разных и даже противоречивых ценностях, нормах, потребностях, знаниях и т.д. На этом этапе есть т ...