Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Новая педагогика » Развитие просодической стороны речи посредством музыкотерапии у заикающихся школьников » Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Страница 12

У 1 человека – помимо заикания отмечена псевдобульбарная дизартрия, интеллектуальная недостаточность, нарушено произношение сонорных звуков «р», «л».

И лишь у 2 человек – чистое заикание.

Большинство испытуемых занимаются с логопедами в настоящее время. Отмечено, что дети с врожденным гипотиреозом обращаются за логопедической помощью в любом возрасте (от 2 до 18 лет). Это связано с тем, что речевые нарушения у детей без эндокринной патологии после восьми – девяти лет в основном отсутствуют, в группе детей с врожденным гипотиреозом сохраняется процент пациентов с логопедическими нарушениями.

Среди дефектов произношения, встречающихся у детей данной группы, самыми распространенными являются нарушения звуков «р, р’, л» – 4 человека, «ш, с, з» – 1 человек.

При обследовании понимания речи было отмечено, что лица с врожденным гипотиреозом даже в среднем и старшем школьном возрасте часто неточно выполняют инструкции, понимают значения предлогов, числа, рода, падежа, снижен уровень обобщений (особенно у детей с нарушением интеллекта). Их лексический словарь отличается скудностью, они испытывают затруднения при поборе антонимов, синонимов, для большинства пациентов, не зависимо от наличия или отсутствия нарушения интеллекта характерны трудности при объяснении значений фразеологических оборотов. В результате обследования грамматического строя речи выявлялись плохо сформированные навыки словообразования и словоизменения. Дети испытывали затруднения при составлении рассказа по картинке, по серии картин, пересказ носил схематический характер.

Результаты обследования речевых особенностей детей с заиканием

В результате анализа данных установлено, что 6 детей по форме судорог имеют смешанную форму заикания (тоно-клонического типа), только один ребенок имеет легкие запинки тонического характера.

У 6 детей группы встречается смешанный (дыхательно-голосо-артикуляционные) вид судорог. Один человек имеет легкие запинки не судорожного характера характера .

Сравнительные данные о речевом и общем двигательном стереотипе заикающихся указывают о том, что у детей с заиканием прослеживается прямая связь между ускоренным темпом речи и ускоренными общими движениями:

- в группе с умеренным темпом речи 2 человека;

- с быстрым темпом речи 4 человека, что сопровождается ускоренным темпом движений.

- с замедленным темпом речи выявлен 1 ребенок (Рис.1).

Рис.1 Распределение вариантов темпа речи у обследованных детей

Исследуя степень выраженности заикания в различных видах речевой коммуникации нами были построены диаграммы на каждого заикающегося ребенка (Рис. 2-8).

- значение 0 соответствует отсутствию заикания;

- значение 1- легкая степень заикания. Количество запинок - до 20%;

- значение 2 – средняя степень заикания. Количество запинок – до 50%;

- значение 3- тяжелая степень заикания. Количество запинок – более 50%.

Степень выраженности заикания в различных формах речи

а) сопряженная речь г) спонтанная речь ж) чтение

б) отраженная речь д) ритмизированная речь з) пересказ

в) шепотная речь е) стихотворная речь

Рис. 2 Рита А., 16 лет

В ходе исследования различных форм речи у Риты А. легкая степень заикания отмечена в спонтанной речи, а также при чтении и пересказе. В остальных видах речи заикание не проявляется. Заикание легкой степени выраженности.

Рис. 2 Рита А., 16 лет

В ходе исследования различных форм речи у Александра Г. легкая степень заикания отмечается в отраженной, ритмизированной, стихотворной речи. В спонтанной, а также при чтении и пересказе - заикание средней степени тяжести. В сопряженной, шепотной речи заикание отсутствует. Заикание средней степени выраженности.

В ходе исследования различных форм речи у Миши Д. легкая степень заикания проявляется в сопряженной и стихотворной речи. В спонтанной речи, а также при чтении и пересказе - заикание средней степени тяжести. В отраженной, шепотной, ритмизированной речи заикание не проявляется. Заикание средней степени выраженности.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Прочие статьи:

Организация учебного процесса
Организация учебного процесса во многом зависит от целей, методов и средств обучения, материальных условий и многого другого. Имеющиеся формы обучения делят на: коллективные, парные, фронтальные, аудиторные, индивидуальные, классные, школьные и т.д. Коллективная форма обучения. Такая форма обучения ...

Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и особенностях его развития
К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллек ...

Сущность социализации
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru