Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Новая педагогика » Развитие просодической стороны речи посредством музыкотерапии у заикающихся школьников » Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Страница 16

Анализ обследования просодической стороны речи. Результаты обследования речевого дыхания

У всех детей исследуемой группы было отмечено диафрагмальное дыхание. У 2 испытуемых с врожденным гипотиреозом была нарушена координация носового и ротового дыхания за счет преобладания вдоха через рот и частого добора воздуха во время речи. Дыхание было не достаточно регулярное и сопровождалось излишним напряжением мышц верхнего плечевого пояса. Вдох был резким, шумным, а речевой выдох укороченным. У 3 человек речевое дыхания ограничено, обнаружены нарушения дыхательной функции в процессе говорения, у 1 человека ослаблен речевой выдох, 1 человек справился с заданием. Также при вдохе у некоторых детей наблюдался подъем грудной клетки вверх.

Результаты исследования темпо-ритмической стороны речи

Данное обследование показало, что большинство детей группы имеют ускоренный темп речи (4 человек). У 2 детей незначительные отклонения от нормы. У одного ребенка был выявлен замедленный темп речи. Ритмическую сторону речи дезорганизовали речевые судороги. В связи с этим речевой поток прерывался, отмечались необоснованные паузы, повторения, нарушалась плавность речи.

При обследовании ритма большинство ошибок детьми было допущено при соотнесении ритма с проговариванием (сочетание слова с движением). Также из-за недостаточного объема памяти детям было трудно воспроизвести ритмический рисунок более сложных (продолжительных) песен.

Результаты исследования восприятия и воспроизведения интонации

Согласно полученным данным безупречного восприятие интонации не было выявлено ни у одного ребенка. Из всей группы 3 человек узнавали заданную интонацию с ошибками, но исправляли их самостоятельно, 3 человека после повторного произнесения предложения ошибки не исправляли, 1 ребенок постоянно путался в определении интонации, допускал множество ошибок.

Исследуя воспроизведение заданной интонации, было установлено, что только 3 человека воспроизводили интонацию с минимальным количеством ошибок, 1испытуемому понадобился речевой образец для воспроизведения, 3 человека допустили значительные ошибки при воспроизведении разного рода интонаций.

Результаты исследования логического ударения

В процессе исследования восприятия и воспроизведения логического ударения, тембра голоса наблюдалось следующее:

При определении логического ударения 4 человека самостоятельно справились с заданием, 2 человека допускали ошибки, но исправляли их самостоятельно, 1 человек допускал большое количество ошибок, но ошибки не исправлял.

При воспроизведении логического ударения делали ошибки, но ошибки исправляли 4 человека, 2 человека при воспроизведении логического ударения ошибки не исправляли, а 1 человек испытывал значительные затруднения в воспроизведении логического ударения.

Результаты исследования высоты и силы голоса

При обследовании высоты и силы голоса у детей этой группы не выявлено ни одного человека с достаточной модуляцией голоса по высоте и силе. Из 7 человек у 3 была отмечена недостаточная модуляция голоса по высоте, а у 2 человек недостаточная модуляция голоса по силе. Выполняя упражнения, отмечалась быстрая утомляемость, а голос становился хриплым и слабым. Задания выполнялось без модуляции голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса изменялась у 4 человек. У 5 человек наблюдалось изменение силы голоса при сопряженном выполнении задания.

Результаты исследования показали о наличии недостаточной сформированности просодических компонентов речи у детей с врожденным гипотиреозом: интонационной стороны речи, темпа, ритма, плавности, четкости речи, модуляции голоса по силе и высоте. Данные исследования показывают их ограниченные возможности голоса (отсутствие умения придавать своему голосу различную интонационную окраску, неспособность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, трудности при попытке изменить голос по высоте и силе, при восприятии речи окружающих не различают различных оттенков его звучания). Результаты исследования были суммированы и внесены в графики. Отдельно результаты обследования на каждого ребенка можно посмотреть в приложении № 2. Средний показатель сформированности просодической стороны речи у детей этой группы отражен в графике на рис. 10.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17


Прочие статьи:

Организация и содержание обучающего эксперимента
Исходя из данных, полученных на первом этапе исследования: изучения причин заикания, результатов констатирующего эксперимента, рекомендаций научно-методической литературы и существующих методик по исправлению заикания и коррекции просодической стороны речи, были определены содержание и организация ...

Методы и логика педагогического исследования
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Своеобразие педагогической науки определяется не только объектом и предметом исследования, но и методами исследования. Методы научного исследования – это приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверную информацию, использующуюся для пос ...

Методика обучения иностранным языкам
Обучение – это не есть процесс, протекающий сам по себе, но процесс организованный, процесс, подчиненный определенным целям и имеющий определенные положения и программу их реализации. Это значит, что любое обучение зиждется на фундаменте, который образуется соединением в единое целое целей обучения ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru