Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Новая педагогика » Развитие просодической стороны речи посредством музыкотерапии у заикающихся школьников » Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Страница 4

1. Анамнестические сведения

В результате исследования было выявлено:

У 2 человек (28,5%) – отрицательные факторы пренатального периода развития токсикозы первой и второй половины беременности.

У 3 человек (42,8%) – в пренатальном периоде: легкие респираторные заболевания матери во время беременности, натальный период: стремительные роды, повышенное внутричерепное давление, ПЭП.

У 2 человек (28,5%) – в пренатальном периоде развития в 1 триместр беременности проводилась апендектомия у матери.

У 3 человек (42,8%) – родовая травма, угроза выкидыша.

У 1 человека (14,2%) – был выявлен логоневроз.

У 1человек (14,2%) – гипоксия плода, судорожные приступы, симптоматическая эпилепсия.

У 2 человек (28,5%) – поражение ЦНС, задержка психомоторного развития.

У 3 человек (42,8%) - нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы: пролапс митрального клапана.

1 человек (42,8%) – нарушения со стороны зрения: частичная атрофия зрительного нерва, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, затяжная желтуха.

У 2 человек (28,5%) – отрицательных факторов пренатального, натального и постнатального периодов не выявлено.

У всех детей в анамнезе заболевания врожденный гипотириоз, аплазия щитовидной железы, диагноз был поставлен в поздние сроки развития ребенка. Данные специалистов свидетельствуют о том, что у всех детей (7 человек) состояние органов слуха и зрения в норме.

2. Раннее речевое и моторное развитие

Со слов родителей было выявлено:

У 3 человек (42,8%) – задержка моторного развития разной степени.

У 6 человек (85,7%) - задержка моторного (3 человек) и речевого развития:

гуление – 6 – 8 месяцев;

лепет – 9 – 12 месяцев;

первые слова – 2 – 3 года;

простая фраза – 2.5 – 5года;

развернутая фраза – после 3.5 лет.

Констатирующий эксперимент был направлен на исследование следующих функций: моторных (общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика); мимических; речевых; дыхательных; интонационных; исследование темпа и ритма речи, исследование степени выраженности заикания в различных видах речевой коммуникации.

Обследование общего речевого развития

Изучение общего речевого развития детей проводилось по общепринятой в логопедии методике, разработанной Р.Е.Левиной (1964,1968), Г.В.Чиркиной (1969,1983); Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелевой (1989). Обследование проводилось во время беседы с ребенком, в результате которой составлялось общее представление о разборчивости речи, об особенностях произношения и возможностях связного высказывания ребенка, а также об общем развитии пациента. Дидактический материал подбирался в соответствии с возрастом.

Обследование понимания речи: выполнение инструкций, понимание значения предлогов, для детей школьного возраста понимание числа, рода, падежа.

Обследование звукопроизношения осуществлялось путем называния звука изолированно и в составе слова при назывании предметных картинок на определенные звуки в различных позициях (в начале слова, в середине слова, на конце слова и в стечениях согласных). При отборе слов учитывалось: доступность слова пониманию детей, позиция стечения в слове (позиция начала, середины и конца слова), качество составляющих стечения звуков, включающих звуки разного способа и места образования.

Данные произношения фиксировались в протокольных записях.

Обследование структуры слова включало определение количества, последовательности и качества составляющих звуков и слогов в слове.

Обследование состояния фонематического слуха проводилось на материале слов, слогов и фонем. Детям предлагались для называния предметные картинки или слова, близкие по звуковому составу, одинаковые по длине и ритмическому рисунку, с оппозиционными фонемами (слова-паронимы), со звуками, близкими по месту и способу образования. Проводилась игра «Найди ошибку» (правильные слова чередовались с асемантическими звукосочетаниями). Детям предлагалось повторить ряды слогов, состоящих из оппозиционных звуков и звуков, близких по акустическим признакам. При анализе полученных результатов оценивалось нарушение в различении звуков, близких по способу и месту образования, близких по акустическим признакам. Дифференциация звуков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Прочие статьи:

Организация игровой деятельности незрячих детей в условиях школы-интерната III вида
В дошкольном возрасте игра является основной деятельностью ребенка, в которой он реализует свое желание участвовать в жизни окружающих людей. Игра отражает условия жизни ребенка. Содержание игры зависит от богатства его индивидуального опыта, а форма характеризует степень его развития. Ведущее зна ...

Формы общения детей со взрослыми
Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Роль взрослого в развитии деятельности ребенка характеризуется в первом полугодии как “совокупная”, а во втором – как «совместно-разделенная» ...

Система логопедической работы по коррекции нарушения письма
Нами разработана модель поэтапной коррекции нарушения письма у детей с ЗПР на основании анализа литературных данных и результатов констатирующего эксперимента. Подробнее остановлюсь на развитии фонематического слуха и фонематического восприятия. Фонематический слух – тонкий, систематизированный ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru