Обследование лексического развития позволяло получить представление об объеме словарного запаса и его качественных особенностях (понимание и употребление ребенком в активном словаре знаменательных частей речи). 1.Предметный словарь:
а) объяснение значения слов;
б) показ и называние частей предметов;
в) уровень обобщений;
2.Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к существительным:
б) подбор антонимов;
в) образование прилагательных от имен существительных;
г) образование притяжательных прилагательных.
3. Глагольный словарь:
а) кто что делает;
б) кто какой голос подает? И т.п.
В результате обследования грамматического строя речи выявлялись навыки словообразования и словоизменения:
а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа
б) образование уменьшительно-ласкательной формы
в) префиксальное словообразование
г) согласование прилагательных с существительными
д) согласование существительных с числительными
е) предложно-падежные формы
Обследование связной речи включало: составление рассказа по картинке, по серии картин, пересказ, рассказ из личного опыта ребенка.
Оценку речевого развития проводили согласно классификации, предложенной Т.Б. Филичевой в своей работе «Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста».
Обследование речевых особенностей детей с заиканием
В тестировании особенностей речи заикающихся детей рассматривалось своеобразие речевой деятельности: начало общения, объем общения, степень свободы пользования языковыми средствами в соответствии с темой и ситуацией общения, вариабельность проявления заикания в процессе общения (диалогическая речь, монологическая речь на основе ситуативного и внеситуативного содержания: громкая, шепотная, скандированная речь. Рассматривались следующие симптомы заикания:
1) степень судорожного синдрома – тяжелая степень (заикание проявляется в различных речевых ситуациях, в эмоционально значимых ситуациях появляются выраженные сопутствующие движения), средняя (в спокойной ситуации заикание не имеет проявлений, в эмоционально значимой ситуации происходит значительное ухудшение в речи), лёгкая (заикаются в возбуждённом состоянии и при стремлении быстро высказаться, речевые судороги преодолеваются легко)
Степень выраженности заикания исследовалась в следующих речевых формах: спонтанная речь, чтение, пересказ, стихотворная речь, сопряженная речь, отраженная речь, ритмизированная речь, шепотная речь.
Задание №1. Исследование степени заикания в спонтанной речи в непринужденной беседе на темы, интересующие обследуемого: семья, друзья, учеба, работа, увлечения.
Задание №2. Исследование степени заикания при чтении текста.
Инструкция: «Прочти текст».
Задание №3. Исследование степени заикания при пересказе данного текста. Инструкция: «Перескажи прочитанный текст».
Задание №4. Исследование степени заикания в стихотворной речи. Инструкция: «Расскажи любое стихотворение».
Задание №5. Исследование степени заикания в сопряженной речи. Инструкция: «Повтори фразу вместе со мной».
Задание №6. Исследование степени заикания в отраженной речи. Инструкция: «Повтори фразу вслед за мной».
Задание №7. Исследование ритмизированной речи. Инструкция: «Расскажи хорошо известную тебе сказку».
Задание №8. Исследование степени заикания в шепотной речи. Инструкция: «Расскажи шепотом как ты провел эти выходные».
Задание оценивалось следующим образом:
- значение 0 – соответствует отсутствию заикания;
- значение 1 - легкая степень заикания;
- значение 2 – средняя степень заикания;
- значение 3 – тяжелая степень заикания.
2) локализация речевых судорог - артикуляторные (судороги возникают в области губ, языка, мягкого нёба), дыхательные (возникновение судорог происходит в мышцах, связанных с процессом дыхания - мышцах груди, брюшного пресса, диафрагме), голосовые (судорожность наблюдается в голосовом аппарате - гортани, голосовых складках);
3) тип речевых судорог — тонические (короткие толчкообразные или длительные спазматические сокращения), клонические (ритмические, менее напряжённые повторения одних и тех же судорожных движений), смешанные (клоно-тонические или тоно-клонические);
Прочие статьи:
Эмоциональный барьер при
общении с младшими школьниками с ЗПР и работа по его снижению
«Эмоциональный барьер» возникает как в общении, так и в индивидуальном действии ребёнка.
Под эмоциональным барьером мы понимаем ситуацию, когда человек не может реально совершать эффективные действия: он либо находится в состоянии переживания, либо совершает ряд действий, основание которых эмоция ...
Новые методы профориентационной работы
1. Предпрофильная подготовка.
Предпрофильная подготовка, в первую очередь, призвана облегчить школьнику выбор дальнейшего направления в учебе. Но поскольку проводится она в девятом классе, после которого многие школьники продолжают обучение в учреждениях профессионального образования, ощущается н ...
Сущность традиций и обычаев, их социальные функции
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сде ...