Обследование лексического развития позволяло получить представление об объеме словарного запаса и его качественных особенностях (понимание и употребление ребенком в активном словаре знаменательных частей речи). 1.Предметный словарь:
а) объяснение значения слов;
б) показ и называние частей предметов;
в) уровень обобщений;
2.Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к существительным:
б) подбор антонимов;
в) образование прилагательных от имен существительных;
г) образование притяжательных прилагательных.
3. Глагольный словарь:
а) кто что делает;
б) кто какой голос подает? И т.п.
В результате обследования грамматического строя речи выявлялись навыки словообразования и словоизменения:
а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа
б) образование уменьшительно-ласкательной формы
в) префиксальное словообразование
г) согласование прилагательных с существительными
д) согласование существительных с числительными
е) предложно-падежные формы
Обследование связной речи включало: составление рассказа по картинке, по серии картин, пересказ, рассказ из личного опыта ребенка.
Оценку речевого развития проводили согласно классификации, предложенной Т.Б. Филичевой в своей работе «Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста».
Обследование речевых особенностей детей с заиканием
В тестировании особенностей речи заикающихся детей рассматривалось своеобразие речевой деятельности: начало общения, объем общения, степень свободы пользования языковыми средствами в соответствии с темой и ситуацией общения, вариабельность проявления заикания в процессе общения (диалогическая речь, монологическая речь на основе ситуативного и внеситуативного содержания: громкая, шепотная, скандированная речь. Рассматривались следующие симптомы заикания:
1) степень судорожного синдрома – тяжелая степень (заикание проявляется в различных речевых ситуациях, в эмоционально значимых ситуациях появляются выраженные сопутствующие движения), средняя (в спокойной ситуации заикание не имеет проявлений, в эмоционально значимой ситуации происходит значительное ухудшение в речи), лёгкая (заикаются в возбуждённом состоянии и при стремлении быстро высказаться, речевые судороги преодолеваются легко)
Степень выраженности заикания исследовалась в следующих речевых формах: спонтанная речь, чтение, пересказ, стихотворная речь, сопряженная речь, отраженная речь, ритмизированная речь, шепотная речь.
Задание №1. Исследование степени заикания в спонтанной речи в непринужденной беседе на темы, интересующие обследуемого: семья, друзья, учеба, работа, увлечения.
Задание №2. Исследование степени заикания при чтении текста.
Инструкция: «Прочти текст».
Задание №3. Исследование степени заикания при пересказе данного текста. Инструкция: «Перескажи прочитанный текст».
Задание №4. Исследование степени заикания в стихотворной речи. Инструкция: «Расскажи любое стихотворение».
Задание №5. Исследование степени заикания в сопряженной речи. Инструкция: «Повтори фразу вместе со мной».
Задание №6. Исследование степени заикания в отраженной речи. Инструкция: «Повтори фразу вслед за мной».
Задание №7. Исследование ритмизированной речи. Инструкция: «Расскажи хорошо известную тебе сказку».
Задание №8. Исследование степени заикания в шепотной речи. Инструкция: «Расскажи шепотом как ты провел эти выходные».
Задание оценивалось следующим образом:
- значение 0 – соответствует отсутствию заикания;
- значение 1 - легкая степень заикания;
- значение 2 – средняя степень заикания;
- значение 3 – тяжелая степень заикания.
2) локализация речевых судорог - артикуляторные (судороги возникают в области губ, языка, мягкого нёба), дыхательные (возникновение судорог происходит в мышцах, связанных с процессом дыхания - мышцах груди, брюшного пресса, диафрагме), голосовые (судорожность наблюдается в голосовом аппарате - гортани, голосовых складках);
3) тип речевых судорог — тонические (короткие толчкообразные или длительные спазматические сокращения), клонические (ритмические, менее напряжённые повторения одних и тех же судорожных движений), смешанные (клоно-тонические или тоно-клонические);
Прочие статьи:
Формирование представления о цвете
как выразительном средстве
Проблема формирования представления о цвете как выразительном средстве у студентов профессионального образования, во взаимосвязи личностных данных и собственного творчества, отличающегося новизной и оригинальностью, до сих пор недостаточно разработана. Требуется создание особых педагогических усло ...
Физиологическое содержание процесса письма
Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга. Как отмечает А.Р. Лурия, «удельный вес каждой из операций письма не остается постоянным на разных стадиях развития двигательного навыка. На первых этапах основное внимание пишущего направлено на звуковой анализ слова, а ин ...
Обоснование основных требованийк организации предметной развивающей среды в
младшей дошкольной группе и разработка на их основе рекомендаций
развивающий дошкольный образовательный психолог
Все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом.
Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их соде ...