Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Новая педагогика » Развитие просодической стороны речи посредством музыкотерапии у заикающихся школьников » Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Страница 7

6. Просили хлопнуть ладонью по столу (поймать комара).

Обследование состояния мелкой моторики включало три серии экспериментальных заданий.

1. Выполнение движения пальцами рук «пересчет пальцев» («пальчики здороваются»), направлено на исследование кинетической основы движений руки. При выполнении этого задания ребенку предлагалось прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и т.д. Аналогичное задание с пальцами левой руки. Далее предлагалось «поздороваться» пальцам правой руки с пальцами левой руки, по очереди, похлопать подушечками пальцев.

Задание оценивалось следующим образом:

4 балла - выполнение с первой попытки, в нормальном темпе;

3 балла - выполнение с первой попытки в медленном темпе;

2 балла - выполнение со второй попытки;

1 балл - оказание помощи при выполнении задания;

0 баллов - невыполнение задания или отказ.

2. Тест-проба Н.И. Озерецкого: показывали ребенку определенную комбинацию движений кисти и ладони руки («кулак – ребро – ладонь») и предлагали повторить одной рукой (правой и левой), двумя одновременно, поочередно.

Задание оценивалось по следующей балльной шкале:

Отмечали точность выполнения движений и темп.

4 балла - выполнение с первой попытки, в нормальном темпе;

3 балла - выполнение с первой попытки в медленном темпе;

2 балла – выполнение в замедленном темпе со второй попытки, с появлением синкинезий;

1 балл – выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами );

0 баллов – невозможность поочередного выполнения движений.

3. Реципрокная координация движений:

Положить перед собой на стол обе руки – одна кисть сжата в кулак, на другой пальцы выпрямлены. Одновременно изменять положение обеих кистей, выпрямляя пальцы одной и сжимая пальцы другой. При перемене положения пальцев обе руки должны открываться от стола.

Движения выполняются вначале по образцу, затем самостоятельно. По мере выполнения пробы ребенку предлагается вначале закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия). Время выполнения задания - 1 минута.

Задание оценивалось по следующей балльной шкале:

При оценке пробы учитывается темп, четкость, плавность, согласованность движений.

4 балла – темп выполнения быстрый, движения четкие, согласованные, плавные. Амплитуда размеренная, положение рук в пространстве неизменно;

3 балла – в сенсибилизированных условиях отмечается снижение темпа движений. Амплитуда размеренная, положение рук в пространстве неизменно;

2 балла – в сенсибилизированных условиях отмечается снижение темпа и четкости и плавности движений. Амплитуда размашистая, отмечается разведение и вынос рук в пространство;

1 балл – движения замедленны, нарушена четкость и плавность – цепь отдельных поз. Амплитуда размашистая, отмечается разведение и вынос рук в пространстве. Выполнение пробы в сенсибилизированных условиях невозможно. Могут отмечаться персеверации, синкинезии;

0 баллов – невозможность выполнения пробы.

Обследование артикуляционной моторики

Изучение сложных параметров движений и действий у детей экспериментальной группы осуществлялось при помощи нескольких комплексов заданий, разработанных нами на основе тестов Н.И. Озерецкого, М.Б. Эйдиновой, методики А.Р. Лурия. Экспериментальные задания составлены с учетом возрастных особенностей детей, в соответствии с поставленными задачами.

Ребенку предлагалось воспроизвести задания по образцу, затем самостоятельно, далее под счет. Инструкции: «Делай как я», «Продолжай сам», «Продолжай под мой счет».

Обследование органов артикуляции начиналось с определения состояния артикуляционного аппарата. Данные обследования вносились в индивидуальную карту ребенка.

Строение органов артикуляции оценивалось визуально. Ребенку предлагалось широко открыть рот, произнести звук «а». В момент произнесения шпателем опускалась средняя часть языка. Одновременно визуально оценивалась плотность небно-глоточного смыкания.

При обследовании моторики органов артикуляции обращалось внимание на подвижность мягкого неба, состояние небно-глоточного рефлекса, подвижность и активность губ, языка, нижней челюсти, отмечался характер выполнения движений (сила и объем движений, переключаемость с одной артикуляционной позы на другую, умение держать позу, истощаемость, наличие синкенезий). Для этого детям предлагалось выполнить по словесной инструкции и по подражанию следующую серию упражнений:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Прочие статьи:

Анализ передового опыта учителей России по развитию творческого воображения
Задача развития воображения очень сложна, так как осуществить ее можно только в творческой деятельности. По замечанию Л.С. Выготского «Педагогика творчества сама должна быть творческой» . Учитель должен быть сам творческой личностью. Обучение творчеству возможно только в совместные деятельности ...

Сущность педагогической технологии
Технология – слово греческого происхождения, которое в переводе означает знание о мастерстве. Антропологический подход дает возможность связать проблему с соответствующим мировосприятием и проследить определенную иерархию ее развития. Например, по свидетельству первых писаний, которые дошли к нам, ...

Система образования в эпоху античности
Первоначальное образование в Риме - умение читать, писать, считать было не редкостью среди самых простых граждан, араб – управитель сколько-нибудь значительного поместья непременно знал грамоту и счет. Лучшим средством образования всегда служит изучение языка. Мальчиков и девочек начинали обучать ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru