Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Новая педагогика » Развитие просодической стороны речи посредством музыкотерапии у заикающихся школьников » Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Страница 8

1. Открывание и закрывание рта.

2. Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть.

3. Имитация жевательных движений.

4. Попеременное надувание щек.

5. Втягивание щек.

6. Оттягивание углов рта как для произнесения звука «и», губы сделать круглыми - «о», вытянуть губы - «у».

7. Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание заданной позы на счет до пяти.

8. Покусывание кончика языка.

9. Касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта («Часы»).

10.Упор кончика языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»).

11.Пощелкивание языком («Поехали на лошадках»).

12.Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу («Вкусное варенье»).

13.Присасывание спинки языка к небу и пощелкивание («Поцокаем»).

14.Произнесение гласных звуков на твердой и мягкой атаке.

За каждое упражнение дети получали от 0 до 4 баллов:

4 балла - четкое выполнение движений;

3 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

2 балла - незначительные изменения объема, силы и точности движений;

1 балл - отсутствие удержания позы; выраженные изменения силы, точности, объема; трудности переключения речевых движений; девиации языка;

0 баллов - задание не выполняется.

Обследование мимической мускулатуры

Выполнить движения по инструкции: поднять брови вверх; нахмурить лоб и брови; поочередно зажмурить каждый глаз; плотно соединить губы, вытянуть их вперед, вращать ими по кругу.

При оценке пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сглаженности носогубных складок, плотность смыкания губ.

4 балла – проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции;

3 балла – проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены;

2 балла – проба выполняется по образцу, четкость и темп резко снижены. Затруднено или невозможно поочередное закрывание глаз. Отмечается неплотное смыкание губ;

1 балл – затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония), синкинезии;

0 баллов - полная невозможность выполнения задания.

Методы изучения состояния просодической стороны речи

Для оценки состояния просодической стороны речи использовались методические приемы из методики Е.Ф. Архиповой. Исследование проводилось строго индивидуально. Время исследования не превышало 20 минут. Это позволило исключить влияние утомления на результаты эксперимента, которые строго фиксировались в картах обследования. После каждой методики дается своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допущенных ребенком ошибок.

Обследование речевого дыхания

Обследуя речевое дыхание, оценивают координацию вдоха и выдоха. Характер дыхания определяют в состоянии покоя и при речи. Визуально определяют характер дыхания в покое: дышит ребенок носом или ртом. Выделяют три типа дыхания: поверхностное, грудное, нижнереберное.

При поверхностном (ключичном) дыхании живот на вдохе втягивается, а плечи приподнимаются. При грудном - расширяется грудь на вдохе. При межреберном (диафрагмальном) - при вдохе выпячивается живот, а при выдохе опадает живот. Определение типа дыхания проводится в состоянии покоя.

Исследуя умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание ребенку предлагается вдохнуть и выдохнуть по речевой инструкции логопеда.

Исследуя возможность целенаправленной воздушной струи ребенку предлагалось задуть свечу с первого раза.

Исследуя силу воздушной струи ребенку предлагалось подуть на карандаш, лежащий на столе так сильно, чтобы он покатился по столу.

При оценке фонационного дыхания учитывали соотношение между вдохом и выдохом во время речи, возможность дифференциации ротового и носового дыхания, характер речевого дыхания (носовой или ротовой, частоту вдохов), эффективность использования речевого дыхания при произнесении логически завершенного отрезка высказывания.

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция.

Задание оценивалось по следующей балльной шкале:

4 балла – речь на вдохе, объем речевого дыхания хороший;

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Прочие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика отметочной системы
Введение отметки в учебных заведениях В России к отметочной системе обучения перешли позже, чем в Западной Европе. Но уже Михаил Васильевич Ломоносов хорошо понимал необходимость контроля за знаниями и стимулирования познавательных усилий учеников. Он много сделал для русской педагогики. Ломоносов, ...

Аппликация как вид изобразительного прикладного искусства
Аппликация (от лат. appllcatio - накладывать, прикладывать) - один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм. Процесс выполне ...

Анализ существующих методик обучения младших школьников программированию
Алгоритмизация как часть программирования является основным, центральным элементом содержания курса информатики. Однако объём её изучения ее остается дискуссионным, что связано как с важностью осуществления фундаментализации курса, так и с необходимостью проведения профориентации на профессию прогр ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru