Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Новая педагогика » Развитие просодической стороны речи посредством музыкотерапии у заикающихся школьников » Особенности формирования просодической стороны речи у заикающихся школьников

Страница 6

4) темп речи (ускоренный, замедленный, нормальный);

Методы изучения состояния моторных, мимических функций заикающихся школьников

Обследование заикающихся детей школьного возраста проводилось с помощью методики обследования, в которой сочетаются традиционные логопедические приемы с некоторыми нейропсихологическими и психологическими пробами (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, и др.) для оценки состояния просодической стороны речи использовались методические приемы из методики Е.Ф. Архиповой. Исследование проводилось строго индивидуально. Время исследования не превышало 20 минут. Это позволило исключить влияние утомления на результаты эксперимента, которые строго фиксировались в картах обследования. После каждой методики дается своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допущенных ребенком ошибок.

Обследование общей моторики

В задачи исследования общей моторики входило изучение:

- статической и динамической координации движений;

- возможности производить движения одновременно;

- пространственной ориентации и организации движений рук и ног;

возможностей удержания предложенной стратегии пространственно организованной деятельности;

- изучение динамических параметров движений рук и ног при выполнении серийных движений.

Процедура проведения эксперимента по копированию движений была следующей: логопед становился спиной к ребенку и осуществлял показ действий. Инструкция: «Сделай как я».

Школьникам предлагалось выполнять задание совместно с экспериментатором, затем продолжать самостоятельно. Давались инструкции: «Посмотри на меня и сделай как я»; «Продолжай сам».

1. Испытуемым предлагалось воспроизведение следующих серий движений одновременно двумя руками:

а) серии из двух движений:

1) руки в стороны, руки на пояс;

2) руки в стороны, руки вверх;

б) серии из трех движений:

1) руки на пояс, на плечи, вверх;

2) руки в стороны, на плечи на пояс;

2. Выполнение серий движений одной рукой или ногой:

1) рука вверх, в сторону, вперед, назад.

2) ногу согнуть в колене, отвести в сторону, вытянуть вперед, отвести назад.

3) нога назад, вперед, на место.

3. Воспроизведение последовательно организованных движений руками и ногами:

а) топнуть ногой, хлопнуть в ладоши или рукой об стол;

б) хлопнуть в ладоши или рукой об стол, топнуть ногой

в) топнуть правой ногой, хлопнуть в ладоши, топнуть левой ногой;

г) хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, хлопнуть в ладоши.

4. Копирование несимметричных движений двух рук: правая рука поднята вверх, левая отведена в сторону; правая рука находится на поясе, левая поднята вверх; правая рука отведена назад, левая вытянута вперед.

5. Копирование движений руки и ноги: левая рука поднята вверх, правая нога отведена в сторону; правая рука отведена в сторону, левая нога согнута в колене; левая рука – на плече, правая нога вытянута вперед. Отмечали точность выполнения движений и темп.

Задания оценивались следующим образом:

4 балла - выполнение с первой попытки, в нормальном темпе;

3 балла - выполнение с первой попытки в медленном темпе;

2 балла - выполнение со второй попытки;

1 балл - оказание помощи при выполнении задания.

0 баллов - невыполнение задания или отказ

Обследование мелкой моторики

Исследование мелкой моторики проводились во время медицинского обследования, на логопедических занятиях, игровой деятельности, при выполнении ряда тестов: тест-пробы Н.И.Озерецкого, С.Д.Забрамной, С.Е.Гаврилиной, И.Г.Топорковой и др. Оценивались точность, соразмерность, плавность выполнения движений, умение быстро переходить от одного темпа движений к другому. Определяли праворукость, леворукость и амбидекстрию.

Для определения ведущей руки, мы просили ребенка выполнить следующие инструкции:

1. Просили ребенка вдеть воображаемую нитку в мнимую иголку.

Просили ребенка «позвонить» по телефону (отмечали, к какому уху испытуемый прислоняет трубку телефона).

3. Предлагали ребенку нарисовать цветок (фиксировали, какой рукой ребенок берет карандаш).

4. Предлагали трубу калейдоскоп (отмечали, каким глазом ребенок смотрит в отверстие трубы).

5. Здоровались за руку (какую протянет).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Прочие статьи:

Характеристика этапов развития счетной деятельности у дошкольников
Счет – это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себя структурные компоненты: цель (выразить количество предметов числом), средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности), результат (итоговое число): сложность представляется ...

Понятие «педагогическая технология»
Педагогические технологии – совокупность методов, средств, приемов, используемых в общенииии для достижения положительного результата обучения. Педагогическая технология – поиск ответа на вопрос «как учить всех всему результативно». Понятие «пед. технология» возникло в сер. 20 в. Причины, по кот. а ...

Средства нравственного воспитания
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников мож­но объединить в несколько групп. Художественная литература, изобрази­тельное искусство, музыка, кино, диа­фильмы и другие средства можно объе­динить в группу художеств ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru