Анализ исследования просодической стороны речи после обучения показал достаточно высокий результат по сравнению с предыдущим обследованием: у детей улучшилась мелодико-интонационная выразительность речи, голос стал достаточно модулирован по высоте и силе, в хорошем состоянии ритмичность речи.
Сравнительный анализ просодической стороны речи до и после проведения коррекционно-логопедической работы представлен в виде графика (Рис. 21). Графики на каждого ребенка см. Приложение 1.
Рис. 21 Сравнительный анализ сформированности просодической стороны речи до и после коррекционной работы
а – дыхание г – тембр и логическое ударение
б – темпо-ритмическая организация д – высота голоса
в – интонация е – сила голоса
После проведения комплексной коррекционной работы, включающей музыкотерапевтические занятия, предусматривающей воздействие на речь, моторику, просодику заикающихся детей с врожденным гипотиреозом, можно отметить значительное улучшение динамический координации движений рук, состояния темпо-ритмической стороны речи, просодических компонентов речи, а так же общей и артикуляционной моторики. Улучшилась в целом координация и переключаемость.
Мы можем отметить, что после проведенной коррекционно- педагогической работы не было выявлено ни одного случая тяжелой степени заикания, 4 человека имели легкую степень, 2 человека – среднюю, а 1 испытуемый избавился от заикания.
Темп речи, у большинства заикающихся, нормализовался - 60% от всей группы, с ускоренным темпом речи осталось 40% детей, замедленного темпа речи не было выявлено ни у кого.
После курса коррекционно-педагогических мероприятий повысился эмоциональный фон, работоспособность воспитанников, а утомляемость снизилась.
Обращает на себя внимание тот факт, что улучшение состояния речи совпадает с улучшениями в состоянии общей моторики. Это еще раз подтверждает зависимость состояния речи от состояния общего мышечного тонуса.
Результаты обучающего эксперимента свидетельствуют об эффективности предлагаемых направлений и позволяют говорить о необходимости их использования в коррекционной работе с заикающимися детьми с врожденным гипотиреозом, имеющими нарушение просодической стороны речи.
Представленная нами работа посвящена проблеме преодоления заикания и коррекции просодической стороны речи с помощью музыкальной терапии в комплексе с другими коррекционно-педагогическими мероприятиями.
Изучение теоретического, естественнонаучного обоснования, методологической основы музыкотерапии и поэтапное, дифференцированное использование её в коррекции заикания у детей школьного возраста определили актуальность данной работы.
Целью данного исследования являлось определение роли музыкотерапевтических занятий в преодолении заикания у детей школьного возраста через комплексное психологическое, медицинское и логопедическое воздействие.
Предметом исследования являлось изучение коррекционного воздействия музыкальной терапии на процесс формирования темпо - ритмических и интонационно – мелодических навыков, преодоление недостатков моторной функции, эмоционального развития у заикающихся школьников.
Объектом нашего исследования явились особенности формирования темпо-ритмической организации речи в процессе коррекционно-логопедической работы и музыкотерапевтических занятий в группе заикающихся детей школьного возраста.
В качестве гипотезы исследования мы предположили, что предложенная в коррекционной работе система музыкотерапевтических занятий в комплексе с другими лечебными, педагогическими и психологическими мероприятиями по преодолению заикания у детей школьного возраста будет способствовать улучшению темпо-ритмической организации и мелодико-интонационной стороны речи; расширению круга речевой активности, преодолению логофобий, активизации эмоций, снятию эмоционального напряжения и других психологических проблем, возникающих как следствие логоневроза.
Прочие статьи:
Нарушение темпа и ритма речи
Среди различных речевых расстройств заикание можно рассматривать в ряду нарушений темпа и ритма речи.
Темп речи - это скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости. Темп относится к просодической сто ...
Физиологическое содержание процесса письма
Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга. Как отмечает А.Р. Лурия, «удельный вес каждой из операций письма не остается постоянным на разных стадиях развития двигательного навыка. На первых этапах основное внимание пишущего направлено на звуковой анализ слова, а ин ...
Достоинства и недостатки групповой работы на уроке
Групповая работа и работа в парах становится все более популярной в сфере обучения иностранному языку, так как имеет множество достоинств перед фронтальной работой.
Групповая работа не является идеальной формой организации учебной работы. Групповая работа несет в себе ряд недостатков. Среди них н ...