Результаты исследования особенностей словообразования существительных у дошкольников с ЗПР

Новая педагогика » Особенности словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития » Результаты исследования особенностей словообразования существительных у дошкольников с ЗПР

Страница 17

Из диаграммы 38 видно, что у детей ЭГ уровень выполнения задания варьируется от среднего до высокого , тогда как у детей КГ от выше среднего до высокого.

Качественный анализ результатов выявления способности узнавания и называния слов существительных у детей ЭГ и КГ показал, что дети ЭГ легко узнавали, но тяжелее называли слова. Дети КГ в задании на узнавания не допустили ни одной ошибки, а в задании на называние присутствовали лишь единичные ошибки.

Проведенный количественно-качественный анализ данных, полученных в ходе проведения исследования процессов словообразования существительных, позволил определить степень сформированности процессов словообразования имен существительных у дошкольников с ЗПР и нормальным речевым развитием, определить основные типы словообразовательных ошибок, сопоставить эти данные.

Все данные, полученные в ходе экспериментального исследования и приведенные в таблицах и диаграммах, говорят о том, что все исследуемые показатели у детей ЗПР уступают показателям детей контрольной группы.

По словообразованию имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь, показатели у детей с ЗПР значительно ниже, чем у детей с нормальным развитием. В отношении уровня сформированности объяснения значения производных слов существительных дети с нормальным развитием значительно превосходят своих сверстников с ЗПР.

Кроме того, уровень сформированности словообразования существительных со значением единичности и со значением женскости у детей с ЗПР ниже, чем в контрольной группе. Помимо этого, дети с нормальным интеллектуальным и речевым развитием превосходят своих сверстников с ЗПР по уровню сформированности уменьшительно- ласкательных форм существительных, а также по уровню узнавания и называния производных существительных.

Наиболее развитыми у детей обоих групп оказались способности к образованию имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов, наименее развитыми – способность к образованию существительных от глаголов.

Также был определен уровень сформированности словообразовательных процессов: у детей ЗПР это уровень ниже среднего, тогда как у детей с нормальным речевым развитием он соответствует уровню выше среднего. У дошкольников с ЗПР встречается большое количество ошибок при образовании всех форм существительных. Дети указанной категории хорошо понимают и образуют лишь те слова, которые встречаются в речевой практике. Среди ошибок можно выделить следующие: неправильный выбор основы мотивирующего слова; замена, суффиксов; лексические замены; упрощение звуко - слоговой структуры слов; неправильная постановка ударения, а также частый отказ от выполнения задания. У детей с ЗПР наблюдается несформированность неречевых психических функций таких как: внимание, память, мышление и др. Ребята не могли запомнить и повторить инструкцию, часто отвлекались на посторонние предметы.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

- Овладение словообразованием существительных старшими дошкольниками с задержкой психического развития находится на более низком уровне, чем у нормально развивающихся сверстников. - Наиболее легким и доступным для дошкольников с ЗПР и детей контрольной группы является образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением и обозначающих детёнышей животных с помощью суффиксов: -чик, -ик, -к, -ёнок, -онок.

- Наиболее сложным для обеих групп детей оказалось задание на словообразование существительных от глаголов.

Словообразование существительных дошкольников с ЗПР характеризуется рядом специфических особенностей:

1. Правильное образование слов возможно на материале хорошо усвоенных, часто употребляемых в речи слов. 2. Затруднен перенос усвоенных навыков словообразования на новый, менее употребляемый в речевой практике лексический материал. 3. Отсутствие контекста в ситуациях, требующих словообразования, значительно усложняет задачу образования новых слов дошкольниками с ЗПР, в то время как для их сверстников с нормальным речевым развитием образование слов вне контекста не является затруднительным.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 


Прочие статьи:

Особенности психических процессов и свойств личности учащихся вспомогательной школы
При анализе психологических особенностей личности школьника с интеллектуальной недостаточностью необходимо, прежде всего, исходить из того, что внешние воздействия на человека всегда опосредуются его внутренними условиями. «При объяснении любых психических явлений, — пишет С. Л. Рубинштейн,— личнос ...

Основные формы и модели профориентации: история и современность
В настоящее время в профориентации можно выделить четыре группы методов: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) профессиональной психодиагностики; 3) моральной помощи в конкретном выборе и принятии решения. К первой группе относятся, во-первых, профессиограммы, или краткие описания профе ...

Научно-методическая работа и применение компьютерных технологий на исторических факультетах в последние годы XX века
Как известно, одной из задач исторического образования является выявление и изучение основных закономерностей развития общества со времени его возникновения до наших дней. Именно история позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и понять основные направления разв ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru