Однако значение спецкурсов и спецсеминаров состоит не только в том, чтобы углубить знания студентов по отдельным актуальным проблемам, но и в том, чтобы их тематика отражала научные интересы кафедр и определялась в результате серьезной исследовательской работы, на основе широкого круга исследования и научной литературы, с одной стороны, а, с другой, - спецкурсы и спецсеминары призваны прививать студентам исследовательские навыки, методы и приемы. Спецкурсы и спецсеминары должны знакомить студента с творческой лабораторной ученого; вооружать их навыками научно-исследовательской работы. Одним словом, спецкурсы и особенно спецсеминары следует превратить в исследовательские школы, участвуя в работе которых, студент не только узнает новую информацию, но и учится самостоятельно добывать эту информацию из источников, вырабатывать навыки их внешней и внутренней критики, интерпретации полученных знаний, применять основные методы исторического познания. Такая постановка спецкурсов и спецсеминаров позволит существенно улучшить профессиональную подготовку студентов, в частности при написании курсовых работ, которые ныне носят часто формальный характер и не прививают необходимых навыков. Это обстоятельство еще в большей степени актуально на старших курсах, где спецкурсы и спецсеминары выступают в качестве главного средства специализации студентов, завершения их профессиональную подготовку и написание дипломной работы.
Национально-региональным компонентам в Госстандарте вузов принадлежит ведущая роль в деле изучения истории и культуры народов Северного Кавказа, направлений и форм самобытных культур, в воспитании толерантности, в сохранении мира и согласия в регионе. В этой связи учебный план исторического факультета СГУ предусматривает изучение студентами ряда дисциплин по этой тематике: археология Северного Кавказа, древняя и средневековая этнология Центрального Предкавказья, население территории Ставрополья в XIV - XVIII вв., Россия и карта Кавказа в XVIII- XIX вв., история народов Северного Кавказа, этнология народов Северного Кавказа, Северо-восточный Кавказ в системе международных связей Ближнего и Среднего Востока и др.100
Материалы Армавирского педагогического института также свидетельствуют, что формированию культуры межнациональных отношений уделяется должное внимание. На историческом факультете читаются спецкурсы и курсы по выбору по истории и культуре восточных славян, мифологии восточных славян, национальным отношениям на Северном Кавказе и др.
Постановка исторического образования- в Адыгейском Карачаево-Черкесского госуниверситетах показывает, что специфика подготовки историков в национальных республиках состоит в том, что студенты проявляют большой интерес к истории своей республики и Кавказскому региону в целом. Преподаватели исторических факультетов стремятся удовлетворить этот интерес. В обоих университетах изучается история своей республики, ведутся спецкурсы по истории религии, культуры и традиций. Однако, как отметила доцент АГУ Л.Р. Хут: "Со спецификой подготовки историков в национальных республиках сталкиваются в большей степени преподаватели отечественной истории, когда при изучении тех или иных сюжетов национальной истории надо избежать опасности скатывания и в национализм ив великодержавный шовинизм102.
В систему исторического образования. входит также преподавание исторических дисциплин на неисторических факультетах и вузах. Курсы по истории в этих учебных заведениях играют важную роль в формировании личности специалистов, в воспитании гражданских качеств. Вместе с тем, как отмечают авторы аналитического обзора «Состояние исторического образования в технических вузах Российской Федерации», подготовленного межвузовским центром, «преподавание истории в вузах России за последние 15 лет претерпело такие изменения, каких не знала ни одна дисциплина в системе социогуманитарного образования. Неоднократно менялись названия курсов, их программы, цели, задачи и место истории в гуманитарном цикле, которые подчас диктовались не научной целесообразностью, а политической конъюнктурой».
Прочие статьи:
Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике
Очень интересной на наш взгляд кажется гипотеза, выдвинутая Мильруд Р.П. что «…естественное устное высказывание отражает «синтаксис мысли», который может быть использован для обучения разговорной грамматике в дополнение к овладению нормативной грамматикой устной и письменной речи».
Обоснование пр ...
Программная разработка библиотеки процедур в среде Maple
– как фактор развития умений программирования
Из опыта работы некоторых школ стало известно, что в последние годы происходило постоянное сокращение учебных часов по предметам физико-математического цикла с одновременным расширением списка изучаемых вопросов. В связи с этим возникла необходимость в дополнительном и эффективном изучении таких б ...
Диагностика семантического компонента дошкольников
Констатирующий эксперимент проводился на базе государственного специального детского ясли-сада № 6 и на базе детского сада №7 г. Орши. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 10 детей в возрасте от 4-х до 7-ми лет, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них ...