Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века

Новая педагогика » Формирование новых принципов исторического образования в современной России и их реализация в высшей школе Дона, Кубани, Ставрополья » Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века

Страница 11

Подтверждением этому служат те факты, что во многих из технических, аграрных, медицинских и других вузов кафедры истории были упразднены, в большинстве своем соединены с другими дисциплинами и подчинены интересам профиля учебного заведения. Так, Из 65 государственных и негосударственных учебных заведений Дона, Кубани, Ставрополья только в 11 из них имеются кафедры истории или отечественной истории. Как правило, такие кафедры объединяют несколько дисциплин: историю отечества и права (Северокавказский- технический" университет, Южно-Российский" технический университет;); историю и политологию (Ростовский строительный университет, Ставропольский аграрный университет); историю и философию (Ростовская-на-дону академия сельскохозяйственного машиностроения, Ставропольская медицинская академия, Таганрогский радиотехнический университет).

Практически на всех кафедрах истории в технических вузах работают преподаватели, имеющие базовое образование. Около 80% преподавателей государственных вузов - доктора и кандидаты наук. В негосударственных образовательных институтах и филиалах — этот показатель в два раза ниже. В подавляющем большинстве вузов преподается дисциплина «Отечественная история» на первом курсе. Госстандарт предусматривает изучение этой дисциплины в объеме 78 часов, однако на практике эта цифр значительно колеблется от 54 (в Кубанском технологическом университете и Ростовском строительном университете) и до 92 часов (в Ростовской-на-Дону государственной академии машиностроения).47 В соответствии с программой, содержание дисциплин отражает основные вехи отечественной истории с IX в. до конца XX в. Такого подхода поддерживается большинство кафедр, однако есть попытки преподавать усеченные курсы — с XVI в. до 90-х гг. XX вв. Кроме того, слабо прослеживается связь отечественной и всемирной истории.

Следовательно, реализация национально-регионального компонента ГОСВПО при всей ее сложности, позволяет студентам освоить основные этапы истории Северного Кавказа в контексте истории России, этнофафию горных народов, этническую историю колонизации Северного Кавказа, понимать специфику и особенности региона, уметь анализировать исторические источники и применять различные методы исторического исследования.103 Все это в условиях сложной социально-политической обстановки на Северном Кавказе имеет первостепенное значение.

Переход к государственным образовательным стандартам потребовал значительного усиления методологической подготовки студентов и преподавателей. Для этой цели ГОСВПО предусматривал постановку целого ряда не только конкретно-исторических дисциплин: «Россия в контексте мировых цивилизаций», «История мировых цивилизаций», «Сравнительная история мировых религий», но и постановки специальных курсов по методологии истории. Например, в учебный план бакалавриата исторического факультета СГУ был включен курс «Основы методологии истории», в план магистратуры и специалистов - «Теория и методология исторической науки».

Постановка новых дисциплин потребовала повысить методологическую культуру преподавателей факультета. По инициативе профессоров Т.А. Булыгиной и СИ. Маловичко на историческом факультете СГУ с 2002 г. стали ежемесячно проводиться «методологические вторники», на которых обсуждаются: различные вопросы классической и неклассической методологии истории.

Анализ развития исторического образования в высшей школе Северного Кавказа показывает на необходимость приведения его в соответствие с потребностями страны. И главной проблемой здесь является сохранение единого образовательного пространства в регионе. Наличие трех религиозных конфессий, разных исторических традиций семейного и общественного воспитания у горских народов, чеченская война - все это оставило глубокий след на историческом сознании народов Северного Кавказа.

В июне 1999 года состоялись парламентские слушания комитета по образованию Государственной думы РФ по проблемам законодательного регулирования процесса сохранения единого образовательного пространства в России на примере Северокавказского региона. Как отмечено в ходе слушаний, единый научно-образовательный центр призван стать важным средством обмена достижениями национальных культур, обеспечения современного уровня профессиональной подготовки специалистов, экономического подъема южно-российских территорий.105

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12


Прочие статьи:

Культура поведения и профессиональная этика
Остановимся несколько подробнее на вещах, казалось бы, очевидных. Выше мы уже не раз говорили о культуре человеческих отношений. В данном случае речь о ней пойдет применительно к поведению человека. Ведь каждый из нас так или иначе «ведет себя», совершает какие-либо поступки, действия по отношению ...

Понятие профориентологии
Профориентология — научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности. Цель профориентологии — оказание психологической и педагогической помощи при выборе профессии, в процессе карьерного ро ...

Условия и пути развития сотрудничества педагогов и родителей
родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; 2) это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; 3) помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; 4) знание педагогами и родителями воспитат ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru