Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века

Новая педагогика » Формирование новых принципов исторического образования в современной России и их реализация в высшей школе Дона, Кубани, Ставрополья » Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века

Страница 8

Конечно, не все проблемы магистратуры решены. Во-первых, во многих вузах, включая университеты Северного Кавказа, до сих пор не оценены возможности магистратуры как эффективной формы подготовки научно-педагогических кадров. Некоторые руководители вузов или деканатов рассматривают ее в качестве архитектурного излишества в российской системе высшего образования. Во-вторых, слабо решается вопрос с индивидуальной работой руководителей с магистрами. Укоренившаяся привычка группового обучения студентов не позволяет вырабатывать у магистров профессиональные навыки, знакомить их со всеми «секретами» исторической науки. Наконец, в-третьих, до сих пор не решен вопрос о месте магистров в Единой тарифной сетке, уровне их зарплаты и т.п.

Публикация второго поколения- Государственного образовательного стандарта магистратуры в 2001г. выявила еще ряд крупных вопросов. Во-первых, по непонятным причинам из федерального компонента исключены дисциплины: «Философия» и «Иностранный язык». Это объясняется, видимо, тем, что вопреки закону, некоторые руководители УМО стремятся свести магистратуру к курсам повышения квалификации. Или существует надежда на то, что процесс всемирной глобализации обойдет Россию стороной и российской системе образование не придется интегрироваться в мировое образовательное пространство?

Во-вторых, отсутствует среди существующих стандартов высшей школы такие специальности, как: архивоведение, музееведение, библиотековедение, некоторые другие, потребность в которых в регионах огромна. В большинстве архивов, музеев и библиотек Северокавказского региона работают в подавляющем большинстве лица, не имеющие специального образования. Отсюда уровень работы этих учреждений, в частности почти полное отсутствие научных публикаций документов, музейных и библиотечных каталогов, их полная беспомощность перед компьютеризацией архивов, музеев, библиотек.

Конечно, некоторые из этих проблем можно решить путем специализаций. В ряде вузов Северного Кавказа начата специализация по архивоведению, музееведению, исторической информатике93. Но это паллиатив, требуется кардинальное решение этих проблем.

Анализ вопросов, нерешенных и нереализованных Госстандартом первого и второго поколения, позволяет сделать вывод о том, что на исторических факультетах и кафедрах требуется дальнейшая работа по внедрению минимума содержания исторических дисциплин, по обновлению содержания и всех других учебных дисциплин. Если в первой половине 90-х годов речь шла о гуманизации и гуманитаризации исторического образования, то современное видение исторического процесса предполагает преодоление инерции прежних представлений об одномерности, однолинейности его динамики, исходить из многовариантности, альтернативности, объективно свойственной историческому развитию.- Именно такое видение исторического процесса, по словам доцента кафедры истории ИППК при РГУ, Г.А. Матвеева, «позволяет не только объемнее, реалистичнее, а значит вернее представить живую ткань прошлого, но и сформировать более адекватное, глубокое представление о содержании исторической жизни, извлечь из нее полноценные уроки» .

Принципиальной особенностью обновления гуманитарного образования в условиях многонационального российского государства и одной из проблем реализации Госстандарта было обязательное выделение национально-регионального компонента в преподавании гуманитарных наук. Основная цель введения национально-регионального вузовского компонента состоит в том, чтобы расширить содержание образования, дополнить его региональными аспектами, подготовить специалиста-историка в соответствии с потребностями в более углубленном изучении исторического прошлого региона.95 Реализация национального компонента, его внедрение в образовательный процесс осуществляется преимущественно двумя путями: первый — включение региональной проблематики в содержание цикла "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины", второй — включение региональной проблематики в содержание курсов по выбору.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Прочие статьи:

Философия христианского образования Климента Александрийского
Одна из крупных фигур в истории раннехристианского образования. Он разработал философию христианского образования, встроив в уникальный сбалансированный рисунок завершенной теории накопленное к тому времени наследие языческой педагогической мысли. Рожденный в Афинах и обучавшийся в языческой школе ...

Характеристика современной системы общего образования в Российской Федерации
Результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. Важным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться ...

Этический кодекс социального педагога в общении с ребенком
Любой коллектив в целях успешного взаимодействия и выполнения какой- либо деятельности должен придерживаться прежде всего норм и правил этики. В МЦ « Диалог» работают опытные специалисты - компетентные, уважаемые люди, которые, действительно выстраивают свои отношения, действия с друг другом, с де ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru