Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века

Новая педагогика » Формирование новых принципов исторического образования в современной России и их реализация в высшей школе Дона, Кубани, Ставрополья » Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века

Страница 3

Однако процесс структурной ломки вузовского образования шел сложно и противоречиво. С одной стороны, наблюдался повышенный интерес студентов к вопросам истории, политическим процессам, происходившим как в нашей стране, так и за рубежом, рос спрос на общественно-политическую литературу и периодическую печать. С другой стороны, не единичны были случаи отказа студентов вузов изучать социально-политические дисциплины, посещать занятия отдельных преподавателей, сдавать экзамены. Большинство высших учебных заведений отказалось от проведения государственных экзаменов по общественным дисциплинам, а в ряде институтов перешли на изучение социально-политических наук, в виде спецкурсов и спецсеминаров70.

Таким образом, обновление содержания исторического образования было важнейшей проблемой организации учебного процесса в 90-х гг. В Ростовском, Кубанском, Ставропольском госуниверситетах и Ростовском педагогическом университете началась целенаправленная работа по обновлению содержания не только социально-политических дисциплин, но и всего комплекса учебных курсов исторических факультетов. Используя положительный опыт прошлых лет, опираясь на разработки учебно-методических объединений, созданных при ведущих вузах страны, общаясь с коллегами зарубежных стран, в указанных выше вузах вырабатывались концептуальные модели образовательно-профессиональных программ различного уровня высшего исторического образования. Такие материалы были разработаны в 1993/94 учебном году в Ростовском, Кубанском, Ставропольском и Адыгейском госуниверситетах, а также Ростовском госпедуниверситете.71 Но это были разрозненные усилия, разные подходы и модели. Требовались нормативные акты, которые закрепили системный характер реформы высшей школы, ее опору на традиции своего народа, морально-этические ценности мировой цивилизации и современный опыт организации учебно-воспитательного процесса.

Большое значение для развития высшего образования в стране имело принятие в 1994 г. системы Государственных образовательных стандартов. В частности было определено, что Государственные стандарты призваны обеспечить качество образования, единство образовательного пространства РФ, основу объективной оценки деятельности образовательных учреждений, признание и установление эквивалентности документов иностранных государств с дипломами о высшем и послевузовском профессиональном образовании Российской Федерации. Для реализации этих целей устанавливались два взаимосвязанных компонента стандарта: федеральный, содержащий минимальный набор обязательных для изучения дисциплин, и национально-региональный, включающий вариативный набор предметов, выбранных данным регионом. Региональный компонент, прежде всего, характеризует особенности и возможности вуза, потенциал его научно-педагогических и научных кадров, использование опыта и результатов исследования научных школ и направлений.

Следовательно, введение Государственного образовательного стандарта по истории должно было помочь устранить серьезные деформации в историческом образовании в предшествующий период. Речь шла, во-первых, о преодолении в преподавании былой оторванности Российской истории от всемирной, что создавало ее искаженное обособленно-национальное видение. Во-вторых, вузы получили право самостоятельно определять наиболее приемлемые формы организации учебного процесса. В-третьих, регионы имели возможность в большей степени учитывать свои социально-экономические, политические и культурные особенности в подготовке кадров. В целом Госстандарты обеспечили демократизацию систему высшей школы и значительно - расширили возможности для" углубленной исторической подготовки73.

В соответствии с требованием Госстандарта в учебных планах, разрабатывавшихся факультетами, были выделены основные циклы: общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих общепрофессиональных дисциплин, специальных дисциплин, дисциплин специализации и спецкурсов или спецсеминаров, дополнительные виды подготовки, факультативы, практики и государственная итоговая квалификационная аттестация.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Организация учебного процесса
Организация учебного процесса во многом зависит от целей, методов и средств обучения, материальных условий и многого другого. Имеющиеся формы обучения делят на: коллективные, парные, фронтальные, аудиторные, индивидуальные, классные, школьные и т.д. Коллективная форма обучения. Такая форма обучения ...

Психологические особенности дошкольного образования
Еще в раннем возрасте возникают и начинают развиваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к современной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей. В дошкольном возрасте игра становится веду ...

Роль профориентационной работы вуза в самоопределении школьников: результаты социологического опроса
Самой обширной аудиторией потребителей образовательных услуг тюменских вузов являются учащиеся 11 классов. С целью выяснения мотивов поступления в ТюмГНГУ, а также общих тенденций в выборе специальности, 26 ноября 2006г. на Дне открытых дверей был проведен социологический опрос школьников тюменских ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru