Обязательным моментом является подведение итогов: совместный анализ игры, успехов и неудач, рекомендации по внедрению достигнутых результатов в жизнь.
Более сложное задание в системе функциональных тренировок - участие в концертах художественной самодеятельности и «гастроли». Программа концерта также составляется с учетом нервно-психических и речевых особенностей исполнителей.
Приемы, используемые на данном этапе:
● Предлагается подготовить чтение стихов, рассказов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова используя мелодекламацию. Музыка сопровождающая чтение, выразительное рассказывание, диалог или хоровое декламирование должна соответствовать содержанию текста, помогать раскрытию сюжета, образа, персонажей произведения. Больному, акцентуированному по астеноневротическому типу, отличающемуся неуверенным слабым голосом, эмоциональной скованностью, предлагается работа над жизнеутверждающими произведениями, которые насыщены яркими образами и эмоциями (например, «Мчатся тучи, вьются тучи .», «Буря мглою небо кроет .» и т.п.). Использовалась фонограмма музыкальных произведений из сборника «Времена года».
● Музыкальные номера с предварительным развернутым пояснением. Непрофессиональная оценка выступлений зрителями оказывает большое активизирующее влияние на лечебную группу, создает эмоциональный стимул для дальнейшей работы над речью.
●Литературный монтаж с хоровым чтением стихов (самостоятельное чтение каждым больным 2–3 стихотворных строчек).
Другой вид функциональной тренировки - телефонный тренинг. Такие занятия помогают пациентам с тревожно-мнительными чертами характера.
Специалист разъясняет больным, что в основе боязни телефона лежат механизмы патологической условно-рефлекторной связи, закрепляемые каждой неудачной попыткой речи в данной ситуации. Для ослабления патологического условного рефлекса и воспитания качественно новых эмоциональных и речевых реакций можно прибегнуть к следующему приему: создать модель телефонного разговора, в котором будет отсутствовать основной отрицательный условно-рефлекторный раздражитель - голос живого собеседника:
• Звонки на автоответчик снимают эмоциональное напряжение, так как больной понимает, что будет говорить наедине с собой (пока в телефонной трубке слышатся гудки, он ритмично, без привычного волнения, задает вопрос: «Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времени?» Услышав ответ, спокойно благодарит). При многократном повторении таких упражнений вырабатывается навык четких, свободных движений, связанных с осуществлением телефонного разговора. Таким образом вырабатывается положительная условно-рефлекторная цепочка, что является отправной точкой для спокойного начала разговора с реальным собеседником.
• Разговор со справочными службами (основная мысль: «Меня там никто не знает»). Больные помнят о необходимости соблюдать слитность слов во фразе, спокойный темп, паузы между вопросами и ответами.
• Работа в подгруппах в соседних кабинетах, оснащенных телефонами. По желанию каждый выбирает себе партнера для предстоящей тренировки речи. Собеседники намечают примерный круг вопросов, который будут обсуждать. Такая работа предполагает участие всех больных для автоматизации навыка телефонного разговора
Функциональные тренировки целесообразнее проводить в магазинах, на рынке, беседовать с прохожими на улице и в транспорте, выступление в караоке-баре, а также проводить экскурсии в музеи, на выставки, в зоопарк. Главным требованием к проведению экскурсии является свободная речевая импровизация, создание образа уверенного в себе специалиста в данной области. Предварительно проводится подготовительная работа: проходит установочная беседа, намечаются задачи, примерные пути их реализации. Первые занятия проводятся под руководством специалиста. В случае неудачи он активно вступает в беседу, тем самым отвлекая внимание постороннего человека от заикающегося. Постепенно руководитель как бы уходит на второй план. Далее пациенты продолжают свои тренировки по указанной методике.
Прочие статьи:
Значение термина «развивающая среда» в работах педагогов и психологов
Термин «развивающая среда» довольно давно стал очень популярен и используется многими авторами. Однако, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки Понятие «развивающая среда», как правило, может трактоваться в широком и в узком смысле.
В самом широком контексте разви ...
Понятие "научная школа" и проблема финансирования науки
Научные школы как социальные образования возникли еще в глубокой древности (Академия Платона, пифагорейская школа и пр.), однако их статус непрерывно менялся. В древности любая научная школа объединяла последователей некоего ученого, которые следовали его идеям, сакрализовали их и позиционировали ...
Обсуждение полученных результатов
Определены показатели самореализации испытуемых в сфере учебной деятельности. Все группы испытуемых оценивают успешность своей учебной деятельности как среднюю: у 9-класников – 5,37 ± 0,68 балла; у 10-класников – 5,39 ± 0,73 балла; у 11-класников – 5,24 ± 0,59 (оценивание производилось по 10-балль ...