На этапе функциональных тренировок важное значение придается введению приобретенных речевых навыков в жизнь. Необходимо перешагнуть психологический барьер и преодолеть страх речи в эмоционально и социально значимых ситуациях.
Ролевой тренинг
Примеры упражнений:
● Постановка сказки «Теремок» изменяя голос в зависимости от роли рассказчика (мышка, кошка, волк, лиса, заяц, медведь, комар) с использованием имаготерапии и музыкального оформления.
● «Гастроли» – концертная программа в учреждении с использованием караоке.
В программе:
– сольное и хоровое исполнение песен;
– чтение стихов (это может быть литературно-музыкальная композиция);
– постановка сцен из спектаклей;
– монологи;
– инсценировка песен;
– инсценировка рассказов классиков, мифов Древней Греции и т.д.;
– пародии на постановку оперы и балета.
● Постановка мюзикла «Красная шапочка». Все диалоги ведутся напевно, мелодично, с мягкой голосоподачей. В постановке участвуют все испытуемые.
Речевой тренинг
● Чтение пословиц, поговорок и чистоговорок (синхронизация речи с движением).
На заключительном этапе продолжалась коррекционная работа по преодолению нарушений невербального взаимодействия. Большинство невербальных методик направлено на увеличение точности и тонкости восприятия самых разных выразительных возможностей партнеров по общению (так называемый тренинг сензитивности), отдельные направления составляют вокальные техники (включающие голосовое самовыражение и реагирование), экспрессивные танцы, пантомима и ряд других. Наиболее распространенным способом включения невербальной коммуникации в психотерапевтический процесс является психогимнастика, при которой основным средством общения становится двигательная экспрессия. В различных играх и взаимодействиях, включающих прикосновение, постепенно достигается разнообразие непосредственного физического контакта участников, что способствует уменьшению эмоциональной дистанции.
Примеры упражнений:
● «Скульптор и глина» (работа выполняется парами).
Один участник группы должен «вылепить» из другого скульптуру уверенного в себе человека, неуверенного и агрессивного, мечтателя; затем провести «экскурсию» по залам музея.
● «Музей восковых фигур».
Каждый участник должен изобразить фигуру известного человека, передать черты его характера. Члены группы должны узнать изображаемого.
● Участники задумывают предмет по выбору и изображают его.
● Выполнение действия (одевание) в разных контекстах (свидание, сбор грибов, банкет, пляж, сборы на работу/в школу и т.п.).
● Упражнения для пары:
– внести бревно и распилить его;
– внести ковер и повесить на стену;
– встреча на скамейке;
– утешение обиженного;
– встреча друзей после долгой разлуки;
– перейти по камушкам через лужу, помочь друг другу перейти через лужу.
Функциональные тренировки
На этапе функциональных тренировок важное значение придается введению приобретенных речевых навыков в жизнь. Необходимо перешагнуть психологический барьер и преодолеть страх речи в эмоционально и социально значимых ситуациях.
● Выступление перед аудиторией. Чтение стихов, рассказов. Музыкальные танцевальные номера.
● Выступление с докладом на любую тему 15-20 минут. По завершению выступления докладчику предлагаются вопросы со стороны аудитории.
● Звонки на автоответчик, разговор со справочной службой по телефону. Необходимо соблюдать слитность слов во фразе, спокойный темп, паузы между вопросами и ответами.
Прочие статьи:
Закрепление культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду
В детском саду происходит закрепление полученных в семье умений поддерживать личную гигиену. Об этом должен заботиться воспитатель, а кроме того, дети учатся друг у друга, на примере таких же детей, которые быстрее усвоили нужные навыки.
Необходимо создать условия, чтобы детям было удобно и прият ...
Особенности контроля и оценки по отдельным дисциплинам
начальной школы
Русский язык
Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический ...
Обзор литературы и состояние данного вопроса в специальной литературе
Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более 100 лет. Однако до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.
В России создана развернутая сеть специальных учреждений дошкольного и школьного типа, которые обеспечивают условия, необх ...