Психологический механизм имаготерапии заключается в усвоении личностных предпосылок, способствующих нормализации системы отношений личности. Важное значение имеют и такие частные факторы, как отвлечение, уход пациента от невротической фиксации на своем «Я», обогащение его новым содержательным интересом, общение с творческим коллективом, укрепление и развитие логического мышления, развитие речи, воспитание памяти, чувства уверенности в себе.
Конечная цель - перестройка отношений личности - требует длительной систематической тренировки в воспроизведении образа, улучшение субъективного состояния больного под влиянием этих частных психологических факторов наступает нередко быстро, а иногда и неожиданно быстро. Благоприятным моментом в этом отношении оказываются определенные типологические особенности личности больного: преобладание свойств художественного типа высшей нервной деятельности, повышенная внушаемость. Такие больные не только активно включаются в занятия, но вскоре констатируют и улучшение самочувствия.
По Станиславскому, суть сценического перевоплощения актера заключается в том, что он ведет себя так, как если бы сам оказался в ситуации, заданной драматургом. Актер на сцене - это его «Я» в предложенных драматургом обстоятельствах. При имаготерапии это положение полностью сохраняет свое значение, иначе вся работа теряет свой терапевтический смысл.
Имаготерапевтическая группа - не театр в обычном смысле и не кружок самодеятельности. Здесь не актер отбирается в соответствии со своими данными для воспроизведения образа, а, напротив, образ в соответствии с его психологическим содержанием подбирается как лечебный фактор для больного. Если в театре профессиональном или самодеятельном, спектакль есть основная и конечная цель работы, то при имаготерапии спектакль, который может быть поставлен только на высшей ступени работы, имеет значение не основной и конечной цели, а лишь вспомогательного средства углубления и усиления имаготерапевтического эффекта. Имаготерапия - это своеобразный групповой или индивидуальный «театр для себя».
Моделируя различные ситуации речевого общения этот прием по своей сути напоминает психодраму, которая впервые была предложена в 30-х годах XX века Дж.Морено как диагностический и корригирующий метод групповой психотерапии. Применение приема моделирования основано на принципе усиления эмоциональной насыщенности упражнений, которые варьируются в диапазоне: приятная ситуация - эмоционально индифферентная ситуация - конфликтная ситуация. Моделирование поведения предполагает воссоздание ситуации взаимодействия человека с окружающей средой. Это может быть проигрывание ответственных действий перед их претворением в жизнь и усовершенствование существующих навыков. План разыгрываемой ситуации (примерные темы: покупатель - кассир – продавец; начальник - подчиненный; конфликт с соседями и т.д.) намечается руководителем. При моделировании и проигрывании тех или иных ситуаций учитываются определенные эгоцентрические тенденции (нервно-психический фон) разных категорий больных (с истероидной акцентуацией, с неврозом навязчивых состояний, акцентуированных по психастеническому типу и т.д.), при этом необходимо помнить об использовании тех или иных логопедических приемов (моноритмизация, расстановка пауз и пр.).
Подготавливая к «игре» заикающихся, страдающих выраженной логофобией в ситуации «покупатель - кассир», в качестве отвлечения больных от неприятных переживаний используют следующий прием. Ожидая своей очереди, больной громко (в реальной ситуации – про себя) читает стихотворение, стараясь максимально сосредоточить свое внимание на его содержании. Такое громкое, ритмичное, по возможности эмоциональное чтение стихов отвлекает больного от предстоящего обращения к «кассиру», успокаивает и является «трамплином» для начала речевого акта. В данных ситуациях возможны вариации, например, замена чтения стихов произнесением речевых эталонов.
Прочие статьи:
Характеристика школьного учебника
К нему предъявляется важнейшее требование раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Ученые выделяют следующие функции школьного учебника:
информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащи ...
Интегральная характеристика психологии ребёнка
младшего школьного возраста
Чтобы понять специфику мотивов в каждом школьном возрасте, надо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Учитель в своей работе всегда принимает во внимание возрастные особенности учащихся, но нередко сталкивается с трудностью определения преемственности школьных возрастов, например, п ...
Христианство против пьянства
«Ни пьяницы, ни злоречивые Царства Божия не наследуют»
(1 Кор.6;9-10)
Святитель Василий Великий говорил: «Нет конца этому злу: пьянство само себя заводит всё дальше, никогда не утоляя потребности, но порождая всё большую жажду и требуя всё нового питья».
«Вино потопляет рассудок и ум и возбужда ...