Психологический механизм имаготерапии заключается в усвоении личностных предпосылок, способствующих нормализации системы отношений личности. Важное значение имеют и такие частные факторы, как отвлечение, уход пациента от невротической фиксации на своем «Я», обогащение его новым содержательным интересом, общение с творческим коллективом, укрепление и развитие логического мышления, развитие речи, воспитание памяти, чувства уверенности в себе.
Конечная цель - перестройка отношений личности - требует длительной систематической тренировки в воспроизведении образа, улучшение субъективного состояния больного под влиянием этих частных психологических факторов наступает нередко быстро, а иногда и неожиданно быстро. Благоприятным моментом в этом отношении оказываются определенные типологические особенности личности больного: преобладание свойств художественного типа высшей нервной деятельности, повышенная внушаемость. Такие больные не только активно включаются в занятия, но вскоре констатируют и улучшение самочувствия.
По Станиславскому, суть сценического перевоплощения актера заключается в том, что он ведет себя так, как если бы сам оказался в ситуации, заданной драматургом. Актер на сцене - это его «Я» в предложенных драматургом обстоятельствах. При имаготерапии это положение полностью сохраняет свое значение, иначе вся работа теряет свой терапевтический смысл.
Имаготерапевтическая группа - не театр в обычном смысле и не кружок самодеятельности. Здесь не актер отбирается в соответствии со своими данными для воспроизведения образа, а, напротив, образ в соответствии с его психологическим содержанием подбирается как лечебный фактор для больного. Если в театре профессиональном или самодеятельном, спектакль есть основная и конечная цель работы, то при имаготерапии спектакль, который может быть поставлен только на высшей ступени работы, имеет значение не основной и конечной цели, а лишь вспомогательного средства углубления и усиления имаготерапевтического эффекта. Имаготерапия - это своеобразный групповой или индивидуальный «театр для себя».
Моделируя различные ситуации речевого общения этот прием по своей сути напоминает психодраму, которая впервые была предложена в 30-х годах XX века Дж.Морено как диагностический и корригирующий метод групповой психотерапии. Применение приема моделирования основано на принципе усиления эмоциональной насыщенности упражнений, которые варьируются в диапазоне: приятная ситуация - эмоционально индифферентная ситуация - конфликтная ситуация. Моделирование поведения предполагает воссоздание ситуации взаимодействия человека с окружающей средой. Это может быть проигрывание ответственных действий перед их претворением в жизнь и усовершенствование существующих навыков. План разыгрываемой ситуации (примерные темы: покупатель - кассир – продавец; начальник - подчиненный; конфликт с соседями и т.д.) намечается руководителем. При моделировании и проигрывании тех или иных ситуаций учитываются определенные эгоцентрические тенденции (нервно-психический фон) разных категорий больных (с истероидной акцентуацией, с неврозом навязчивых состояний, акцентуированных по психастеническому типу и т.д.), при этом необходимо помнить об использовании тех или иных логопедических приемов (моноритмизация, расстановка пауз и пр.).
Подготавливая к «игре» заикающихся, страдающих выраженной логофобией в ситуации «покупатель - кассир», в качестве отвлечения больных от неприятных переживаний используют следующий прием. Ожидая своей очереди, больной громко (в реальной ситуации – про себя) читает стихотворение, стараясь максимально сосредоточить свое внимание на его содержании. Такое громкое, ритмичное, по возможности эмоциональное чтение стихов отвлекает больного от предстоящего обращения к «кассиру», успокаивает и является «трамплином» для начала речевого акта. В данных ситуациях возможны вариации, например, замена чтения стихов произнесением речевых эталонов.
Прочие статьи:
Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки
Прогресс человеческой культуры существенным образом связан с гуманистической системой взглядов и правил поведения. Слово «гуманизм» означает человечность, человечный, человеческое начало. Нравственное содержание Данного принципа морали выражается в сочетании требовательности и доверия, любви и ува ...
Понятие морально-волевой подготовки детей к обучению в школе
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к шко ...
Общедидактические принципы обучения иностранному языку
В педагогике, в методике в термин "принцип" вкладывается понятие руководящего начала, некоего исходного положения, на основе которого осуществляется обучение и воспитание подрастающего поколения. И если определенный принцип объективно отражает и обусловливает структуру, сущность и отличи ...